Агрессивный маркетинг — есть ли защита. Мнение Алексея КОРЯГИНА

 

Государственная политика в области защиты прав потребителей в России может измениться. Стратегию, которая будет реализована в стране до 2030 года, одобрили в правительстве РФ.

В первую очередь, документ дает оценку того, на каком уровне в стране сейчас происходит защита прав потребителей. "Утверждение Стратегии предполагает разработку в шестимесячный срок подробного плана мероприятий по ее реализации. Указанная работа уже начата и будет осуществляться с учетом предложений участников национальной системы защиты прав потребителей и заинтересованных федеральных органов исполнительной власти", — сообщается на сайте ведомства.

Так, по-прежнему в приоритете остается обеспечение граждан безопасными товарами и услугами, повышение уровня и качества жизни населения страны, защита интересов потребителей с особым вниманием к социально уязвимым группам населения. Также внимание уделено систематизации потребительского законодательства. В частности, формированию системного подхода к борьбе с недобросовестными продавцами, исполнителями и посредниками.

"Стратегия призвана задать ориентиры в регулировании в этой сфере и через специальные программы, и через индивидуальное консультирование — имею ввиду повышение правовой грамотности", — пояснил премьер-министр России Дмитрий Медведев.

По его словам, особое внимание будет уделено защите прав потребителей при покупке продуктов, регулированию медицинских услуг, фармацевтике, энергоснабжения, ЖКХ и туризма. Глава правительства добавил, что на основании стратегии должен быть принят план мероприятий по ее реализации.

Насколько этот документ актуален и необходим в России, "Правда.Ру" спросила у председателя Объединения потребителей России Алексея Корягина.

— Что является основными целями этого документа?

— Первое, сам факт принятия стратегии, которую мы в Объединении потребителей России, в общественных организациях давно инициировали, конечно, очень большой плюс в деле защиты прав потребителей. Теперь у нас определены основные стратегические направления, по которым должна развиваться защита прав потребителей в нашей стране. В принципе, они должны, с нашей точки зрения, мы всегда это высказывали в общественном движении, отвечать социальному характеру нашего государства. Это очень важно. Это раз.

Второе, они должны отвечать интересам всех участников потребительского рынка. И добросовестным производителям, и продавцам, и, естественно, потребителям. Без этого нельзя защитить интересы потребителей, как главных участников экономического процесса. Мы понимаем, что это только основные принципы стратегии защиты прав потребителей. Насколько они будут дальше воплощаться в этих мероприятиях, а, главное, в законотворческом плане, это отдельный вопрос.

Но здесь очень важно понимать, что сама Стратегия, вместе с поручениями президента, которые даны по итогам президиума Госсовета, который состоялся 18 апреля этого года, в комплексе дают основание думать, что общий уровень защищенности нас, как потребителей, будет усилен.

— Общественные организации принимали участие в подготовке Стратегии защиты прав потребителей?

— Стратегия принималась без участия общественности, без широкого обсуждения. То есть составляющая общественного мнения в стратегии защиты прав потребителей не была учтена. В документе не учтено мнение общественного потребительского движения. Оно заключается в том, что национальную систему защиты прав потребителей надо усиливать другими элементами. Например, межведомственными советами, которые при каждом губернаторе создаются в рамках поручения.

Второе, самое главное, нам нужен, и мы от этого не откажемся, это наш программный тезис, уполномоченный по правам потребителей, в сфере защиты прав потребителей. Третье, усовершенствование потребительского законодательства, в общих чертах.

— Что предлагает Объединение потребителей России?

— У нас разработан целый комплекс предложений по этому законодательству. Мы их направляли в тот же Роспотребнадзор, на рабочей группе в Совет федерации. В частности, об усилении ответственности арендодателей за соблюдение прав потребительского законодательства их арендаторами. Дальше, мы добивались и добиваемся усиления роли местного самоуправления в сфере защиты прав потребителей. Там тоже есть конкретные предложения. Кстати, эта идея нашла отображение в поручениях президента, данных им в мае. То есть, мы говорим так, что защищать потребителей надо на всех уровнях.

В первую очередь, на уровне местного самоуправления, где органам местного самоуправления придать определенные новые функции в этом направлении. В частности, функции муниципального контроля в сфере защиты прав потребителей. Тогда у нас права потребителей будут защищаться на всех уровнях. Кроме этого, необходимо усиливать роль общественных организаций в этом деле. Общественные организации должны иметь ряд дополнительных полномочий, которые позволят им в судебном порядке, в мероприятиях общественного контроля действовать более радикально.

Дальше, надо убрать ряд законодательных моментов, которые сейчас нагородил Роспотребнадзор. Например, сейчас потребитель не имеет права напрямую обратиться в Роспотребнадзор. Он перед этим должен обратиться со своей жалобой, со своей проблемой непосредственно к той организации или к ИП, которая нарушила его права. Полный правовой бред. То есть мне не дали документы либо обсчитали, либо еще что-то, я что, должен подходить к этому коммерсанту, написать жалобу, и ждать, когда он меня пошлет подальше? Сейчас существует такая норма. Это нарушение конституционного права. Почему я не могу в контрольно-надзорные органы обратиться напрямую?

— Есть ли у вас какие-то предложения по противодействию агрессивным методам маркетинга и нарушениям в маркировке товаров?

— В первую очередь, эти предложения связаны с интернет-торговлей. И у нас есть предложение по блокировке сайтов, которые, мы хотели бы, чтобы предоставили непосредственно в Роспотребнадзор либо в другие контрольно-надзорные органы. Ведь сейчас Роспотребнадзор даже не может заблокировать свои сайты-двойники. Сегодня интенсивное развитие агрессивной рекламы, которая вводит в заблуждение, стало большой проблемой.

Количество мошенников в интернет-сфере увеличивается. Этот вопрос достаточно широко обсуждался. Нужно, чтобы все интернет-ресурсы были зарегистрированы, лицензированы, и, соответственно, вся информация размещена на самих сайтах. А у нас сегодня на сайтах этой информации нет. Мы не понимаем, кому предъявлять претензии, кто что продает, какие финансовые услуги, страховые, медицинские и так далее. Абсолютно такая же тенденция и по маркировке товаров.

Беседовала Лада КОРОТУН

Обсудить