"Эффект Моисея": ученые объяснили странности работы мозга

Замечали, как часто люди забывают имена знакомых? Этот феномен смогли объяснить ученые: все дело в особенностях механизма работы нашего мозга.

И люди, и многие другие социальные животные способны узнавать своих знакомых по лицу. Таким узнаванием заведует отдельная часть головного мозга. Но вот имена — запоминание этой информации нередко становится проблемой.

Запомнить имя нового знакомого сложнее, чем его работу, образование или хобби. Согласно исследованиям, имена просто выветриваются из головы секунд черед 20 после того, как их произнесли. Зато тот факт, что новый знакомый программист или повар, мы запоминаем сразу.

Ученые Лиз Абрамс и Даниэль Дэвис выделяют несколько различий между именами и словам. Паспортные данные человека "теряются" в памяти, потому что имена произвольны, а слова имеют всегда одно и то же значение.

К примеру, все понимают, как будет выглядеть красное яблоко, а вот представить себе незнакомого Олега будет сложнее, если ничего о нем не знать. Также имена не имеют синонимов, поэтому обычное слово проще вспомнить, заменив его на похожее по смыслу, а вот назвать человека иначе нельзя. Имена не относятся к активному словарному запасу, поэтому также сложнее запоминаются.

Часто запомнить имя сложно, поскольку с человек уже представил себе его иначе. К примеру, коллега по работе рассказал, что Ольга из бухгалтерии вышла замуж, а человек с самого начала подумал про Ирину, которая имеет такую же должность. Переписать эти данные через некоторое время будет почти нереально, поскольку с самого начала мозг ассоциировал информацию с другим персонажем.

И это не единственная причина. Ученые упоминают и другую, которую они назвали "эффект Моисея". Но дело тут вовсе не в расступившемся море. Психологи провели исследования, в рамках которого задавали испытуемым вопрос: "Сколько животных взял Моисей на ковчег?". Большинство без запинки отвечают, что каждого по паре. А вот обратиться внимание на то, что спасал от всемирного потопа Ной, смогли не многие.

Связано это с тем, что человек более глубоко воспринимает суть вопроса, а такие данные, как имена — намного реже. Часто это может быть связано даже с обычными словами: к примеру, в рецепте прописана столовая ложка муки, а повар "на автомате" добавляет чайную.

К слову, некоторое время назад британский психолог Джилиан Конн провел эксперимент. Испытуемым предложили запомнить придуманные биографии неизвестных людей. Затем попросили максимально полно воспроизвести полученную информацию. Примечательно, что большинство — 69% — отлично запомнили работу вымышленных героев. чуть меньше не ошиблись с увлечениями и городами, где герои жили (68% и 62% соответственно). А вот имена и фамилии смогли вспомнить только 30% опрошенных.

Обсудить