Российская банковская система: мобилизация начинается

В течение нескольких лет в российской банковской отрасли не прекращаются процессы, которые непросто понять и оценить несведующему наблюдателю. Однако два основных обстоятельства видны всем: во-первых, руководящая роль Банка России, который целенаправленно проводит определенную политику, а во-вторых — неуклонное сокращение числа банков.

Курс на избавление отечественной банковской сферы от непрофессиональных, нечестных, неустойчивых и слабых игроков был провозглашен Банком России практически сразу после того, как пост его председателя заняла Эльвира Набиуллина. И с тех пор ее деятельность регулярно получала только положительные оценки со стороны руководства государства, в частности, президента Владимира Путина. Из этого можно сделать вывод, что политика ЦБ — при всей его независимости — вписана в общую экономическую и финансовую стратегию страны. А это в свою очередь означает, что действия ЦБ — не самодеятельность, а часть общего курса государства.

Именно с этой исходной точки было бы правильно рассматривать происходящее в банковском секторе.

Если это так, то и массовые отзывы лицензий, и изгнание с рынка большого количества мелких, а затем и средних банков, — все это делалось не из-за капризов госпожи Набиуллиной.

Санация банков была и остается необходимой в общем политико-экономическом контексте: только сильные и устойчивые банки в состоянии выдержать санкционное давление, оказываемое на Россию Западом.

Ведь одна из главных задач санкций — лишить экономику России доступа к длинным и относительно недорогим деньгам, которые на мировом рынке возможно получить прежде всего в Европе и Америке. Без возможности черпать финансовые средства из этих источников наша экономика должна была бы задохнуться в течение нескольких лет. Чтобы этого не допустить, нужно было начать работу над концентрацией наличных финансовых ресурсов, кардинальным улучшением управления ими. Чем ЦБ и занялся.

Конечно, это не всем понравилось: уж очень процессы концентрации банковских капиталов противоречат концепциям усиления свободной конкуренции. Многие банкиры усмотрели в действиях ЦБ признаки целенаправленного государственного регулирования и управления, а не простой заботы о чистоте банковских рядов. Недовольство выплеснулось на съезде Ассоциации российских банков в марте текущего года. Руководство АРБ раскритиковало Центробанк, но натолкнулось на встречную критику со стороны Эльвиры Набиуллиной и представителей ряда банков.

Итог столкновения был предсказуем: АРБ раскололась, ее покинули восемь крупнейших российских банков, которые перешли в состав другой отраслевой лоббистской структуры — Ассоциации банков "Россия".

Думается, что эта организация может стать тем "зонтиком", под которым будут собраны "сливки" отечественной банковской отрасли, которым и будет доверено заведование финансовыми ресурсами государства на новом этапе.

Содержание этого этапа скорее всего будет сводиться к постепенному усилению автаркии, то есть опоры на собственные силы и соответственное сокращение степени зависимости от доступа к внешним ресурсам, в том числе и финансовым.

Но для этого, судя по всему, требуется достичь гораздо более высокой степени концентрации капиталов. И с лета текущего года мы стали свидетелями того, как под каток санации стали попадать теперь уже весьма крупные банки: сначала "Югра", а теперь и "Открытие". Конечно, они не имеют статуса системообразующих, но их вес в банковской системе был весьма существенным.

А главное — это то, что крушение банков такого масштаба затрагивает интересы весьма могущественных и влиятельных финансово-экономических и политических сил, а также требует затрат огромных государственных средств. И в конце концов упирается в главный вопрос: неужели государство хочет оставить в стране считанное число банков, которые намеревается взять под свой плотный контроль?

Нисколько не претендуя на то, что нам известны истинные планы и намерения ЦБ, тем не менее выскажем уверенность, что речь идет именно об этом. Да, в России останется несколько очень крупных и специализированных банков. Да, их деятельность будет во многом определяться интересами государства и направляться — по необходимости — Центробанком.

И в этом нет ничего криминального. Возможно, если бы нам не была навязана система санкций, а по сути — финансовая блокада, эта стратегия была бы ошибочной. Но в реальных сложившихся условиях описанный сценарий представляется оптимальным.

Что касается числа банков, необходимых для нормального функционирования экономики, то можно привести мнение руководителя Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений Василия Колташова, которое он высказал в интервью Eadaily: "Для российской экономики хватит и сто, и пятьдесят, и даже, может быть, десять банков, но не тысяча и даже не пятьсот, как сейчас. Необходимо расчищать рынок для крупных игроков, что и диктует политику Центробанка. Так что общая тенденция понятна: непрерывно сокращать количество банков".

А в отношении направлений госрегулирования достаточно ясные ориентиры дала сама глава ЦБ Эльвира Набиуллина в своей статье в "Ведомостях": Банк России нацелен на введение дифференцированного регулирования, которое препятствует одним направлениям бизнеса и стимулирует другие.

Автор Михаил Миртов
Михаил Миртов — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить