Арктика военная и промышленная: все особенности государственных программ РФ

Российская Федерация намерена выделить до 2025 года 160 миллиардов на второй и третий этап госпрограммы развития Арктики. По словам премьера-министра РФ Дмитрия Медведева, Россия примет госпрограмму по социально-экономическому развитию Арктики в новой редакции и с продленным сроком.

Медведев отметил, что финансирование будет осуществляться в три этапа: "Это формирование в арктических регионах точек экономического роста, так называемых опорных зон. Это дальнейшее развитие Северного морского пути, инфраструктуры, которая бы обеспечивала мореплавание в акватории. Еще одно направление — это освоение континентального шельфа с помощью современной техники и технологий".

Арктику уже традиционно называют мировой кладовой углеводородов. Территория арктического шельфа России, границы которой утверждены международными соглашениями, составляет 4,1 миллиона квадратных километра: это примерно территория всего Европейского союза. По словам ведущего эксперта Союза нефтегазопромышленников Рустама Танкаева, площадь территорий, перспективных для добычи нефти и газа, составляет два миллиона квадратных километров.

"Добывать на шельфе какие бы то ни было виды углеводородного сырья, нефть или газ, сейчас невозможно: технологий нет. Но для того, чтобы нормально жить завтра, готовиться к этому нужно сегодня. Поэтому необходимо готовить шельф к разработке не только углеводородного сырья, но и других видов полезных ископаемых. Чтобы эффективно работать на шельфе, необходимо оборудование. Такого оборудования нет ни у нас, ни у наших соседей", — говорит Танкаев. Тем не менее в Рослякове под Мурманском и на верфи "Звезда" в бухте Большого Камня около Владивостока "Роснефтью" уже начато строительство двух огромных научно-производственных центров и инфраструктурных, вспомогательных судов. Они расположены на разных концах Северного морского пути.

Танкаев добавляет, что в отношении разработки технологий наша страна находится в самом лучшем положении среди арктических государств именно потому, что у нее есть Северный морской путь — источник окупаемости всех проектов. "Первое, что можно будет делать с месторождениями нефти и газа на арктическом побережье России, и на мелком шельфе — это бункеровка судов. Это производства топлива и бункеровка судов, которые идут по Севморпути. Это безумно выгодная штука", — отмечает эксперт.

В свою очередь в начале августа стало известно, что Минэкономразвития разработало государственную программу освоения Арктического региона, согласно которой к 2035 году в России будет построено восемь атомных ледоколов. Постройка новых судов атомного флота нужна для навигации в течение года по Севморпути и для экспедиций в Арктике. Сообщается, что "потребность в судах для работы на Северном морском пути сформирована российскими нефтегазовыми компаниями".

Как говорит Танкаев, количество грузов, которые перевозятся по Севморпути, растет очень быстро, однако "сколько их будет в итоге, никто не знает, но есть планы, которые могут быть реализованы. Сейчас это где-то четыре миллиона тонн в год, планируется довести до 70-80 миллионов тонн в год.

Также в мае этого года стало известно, что новые российские патрульные ледоколы проекта 23550 "Иван Папанин" будут иметь на вооружении крылатые ракеты. Это патрульный корабль ледового класса, который может выполнять боевые задачи в условиях вечной мерзлоты — на льду до полутора метров толщиной. По словам главного редактора журнала "Национальная оборона" Игоря Коротченко, ледокол также может выполнять ударные боевые функции: "Конвоирование, сопровождение, при необходимости нанесение ударов по целям — и все это в условиях Арктики. Именно в этом плане таких разработок еще нигде нет".

Как добавляет военный политолог Александр Перенджиев, "Россия никому не угрожает, но свои арктические рубежи будет защищать". "Серьезность своих намерений мы демонстрируем как раз в вопросах создания арктических военных ледоколов. Безусловно, это будет уникальный класс кораблей в рамках Северного флота. Возможно, не в ближайшей перспективе, а в будущем можно будет говорить и о создании Арктического военного флота — не северного, а именно арктического", — говорит Перенджиев.

В комментарии для читателей "Правды.Ру" советский и российский исследователь Арктики и Антарктики, крупный российский ученый-океанолог Артур Чилингаров особо отметил, что выделение 160 миллиардов на программу развития Арктики не просто очень нужное, но и своевременное событие. Сейчас, когда конструируются новые атомные ледоколы, идут геологическая разведка, разработка шельфов по добыче углеводородов, такие решения от руководства страны просто необходимы. Россия вкладывается не только в благополучное настоящее, но и на много лет вперед — в светлое будущее, добавил Чилингаров.

"Россия осваивает Арктику в мирных целях. Мы ждали этого решения, и я знаю, что государство всячески поддерживает устранение всех проблем, которые есть в Арктике", — сказал в заключение ученый.

Автор Анна Васянина
Анна Васянина — журналист, бывший выпускающий редактор Правды.Ру
Обсудить