Женщины Древней Руси: какими они были

Сначала некие зарубежные очевидцы, а за ними и часть историков, насаждали ложь о древнерусских женщинах, которых на Руси якобы запирали в теремах так же, как мусульмане содержали своих благоверных в гаремах. Покров лжи постепенно спадает.

Во время работ по прокладке новой системы канализации в центре Ярославля археологи нашли свинцовую княжескую печать конца XII — начала XIII века, принадлежавшую супруге великого князя Константина Всеволодовича. Историки узнали, что мать первого ярославского князя звалась Мария.

Перед тем как к своей работе приступят строители, положено, чтобы место изучили археологи. Особенно это касается исторических центров городов. В 2010 году Ярославль справил свое тысячелетие и центр этого крупного города не только объект культурного наследия федерального уровня, но и Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Коллектив археологов под руководством заместителя директора Института археологии РАН, кандидата исторических наук Аси Энговатовой обнаружил во время раскопок около Митрополичьих палат — одного из старейших сохранившихся памятников гражданской архитектуры города Ярославля — в культурном слое рубежа XIII столетия хорошо сохранившуюся свинцовую печать с изображением святой по имени Мария. На древнерусских печатях наносились изображения только тех святых, имена которых давались при крещении.

Женщины древней Руси не были затворницами. Женщины древней Руси не были затворницами

"С одной стороны печати написано имя "Константин", а с другой, там правда не очень хорошо видно, но читается "Мария". Аналогичная печать лучшей сохранности была обнаружена больше 10 лет лет назад в Переславском районе. Мы определили, что это как раз печать матери Всеволода Константиновича", — рассказала научный сотрудник отдела охранных раскопок Института археологии РАН Елизавета Кадиева.

"Точная датировка печати и место ее находки позволяет с большой долей вероятности утверждать, что печать принадлежала княгине — супруге князя Константина Всеволодовича", — подтвердил в интервью "Российской газете" заместитель директора Института археологии РАН Петр Гайдуков.

Помимо печати обнаружены фрагменты ввезенных из-за рубежа стеклянных сосудов, а также остатки необычно большой для рубежа XII-XIII веков (то есть до походов Бату-хана, получивших в нашей историографии неуместное название "татаро-монгольское нашествие") деревянной постройки. Упомянутые находки позволяют сделать предположение, что Митрополичьи палаты, построенные в конце 1680 — начале 1690-х годов на месте сгоревших воеводских хором, использовались в качестве парадной резиденции митрополита Ростовского и Ярославского Ионы Сысоевича.

Князь Новгородский, князь Ростовский, Великий князь Владимирский Константин Всеволодович — старший сын Великого князя Владимирского Всеволода Юрьевича Большое Гнездо — в первой половине XIII века приступил к строительству в Ярославле каменных храмов. Таким образом он создавал престольный град для своего сына Всеволода (1210-1238). Скудны биографические данные о нем и порой противоречивы.

Почти во всех летописных списках сказано, что перед рождением Константина стало известно о добром знамении на солнце, которое произошло 2 мая. Константин Всеволодович родился 18 мая 1186 года. 1 апреля 1199 года отец взял старшего 13-летнего Константина в поход против половцев. Под влиянием матери и епископа Иоанна, Константин заинтересовался книгами, особенно летописями. Академик Борис Рыбаков, называя князя "ученым книжником", предположил, что тот участвовал в создании Владимирского летописного свода, завершенного в 1205–1206 годах. Василий Татищев также отмечал, что Константин "многие дела древних князей собрал и сам писал, также и другие с ним трудились".

Князь часто гостил в Ярославле у своего духовника Пахомия (с 1201 года игумена Петропавловского монастыря в Ярославле) и в 1212 году завел там второй двор. Константин покровительствовал созданному Пахомием духовному училищу, приглашал ученых монахов преподавать богословие, философию, языки и заниматься переводами многочисленных греческих книг.

В "Наставлениях" Константина Всеволодовича детям отец завещал им любить друг друга, бояться бога и соблюдать его заповеди, укреплять церковь, творить милосердие, слушать книжное поучение. Князь крепко осел в своем уделе и не стремился, как его дед и дядя, занять киевский престол. Он стал первым владимирским князем, отошедшим от южнорусских дел и замкнувшимся в кругу интересов своего княжества. Летописец изобразил князя Константина Всеволодовича как бы предтечей будущего объединения обособившихся русских земель.

Историки практически ничего не знают о супруге великого князя Владимирского. Известно, что Мария была дочерью смоленского князя Мстислава Романовича Старого, в 1196 году вышла замуж за Константина Всеволодовича, родила ему трех сыновей и после гибели мужа постриглась в монахини. До своей смерти 24 января 1220 года княжья вдова носила иноческое имя Агафья. Теперь мы узнали ее подлинное имя.

"Свинцовые печати были необходимы: ими скрепляли важные юридические документы, например, связанные с распоряжением имуществом. Если у княгини была печать, это значит, что она, например, могла самостоятельно распоряжаться имуществом", — отметил Гайдуков. Ученым известно лишь о двух десятках печатей, владелицами которых были женщины.

По мнению историка, находки таких печатей позволяют уточнить представления о статусе женщины на Руси в период, предшествовавший походу хана Батыя.

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Обсудить