Тайвань: китайско-американский Донбасс

В последнее время на Западе и особенно в США настойчиво повторяют мантры о "единой Украине", "единой Грузии", "единой Молдавии". Суть этих заклинаний в том, чтобы демонстративно не признавать "сепаратистские регионы", якобы черпающие свои силы исключительно в "поддержке со стороны Москвы". Подобная "принципиальность" могла бы выглядеть убедительной, если бы не было Тайваня.

Известно, что Тайвань является de facto независимым государством (так называемой Китайской республикой), которое образовалось в 1949 году, после победы в гражданской войне в Китае Коммунистической партии. Ее противники — националисты Го Миндана — бежали на Тайвань, где и осели.

Но Пекин никогда не признавал независимости острова, считая его "временно неподконтрольной провинцией". Это — концепция "одного Китая", согласно которой никакой "Китайской республики" нет. Тот факт, что Тайвань существует и функционирует, не имеет ни малейшего значения для Пекина.

Такого же отношения к Тайваню КНР требует и от всех своих внешнеполитических и внешнеэкономических партнеров. Хочешь иметь дело с Китаем — откажись от официального признания "КР". И весь мир на это согласен, включая США, ЕС, РФ. Тайвань даже из ООН исключили.

Но Запад и Америка не были бы сами собой, если бы действительно отказались от поддержки тех, кто является противником коммунистического Китая, то есть от поддержки тайваньского режима. Например, США вовсю поставляют оружие (летальное и нелетальное) Тайваню — давно и охотно. То есть декларируя признание "одного Китая" и не имея официальных дипломатических отношений с Тайванем, который юридически как бы не существует, Вашингтон тем не менее снабжает тайваньскую армию самыми современными системами вооружений, включая военные корабли, ракетные системы и прочее.

Именно такое решение — о поставках оружия Тайваню на два миллиарда долларов — приняла администрация Трампа пару месяцев назад. Ее не смущает — скорее, напротив, возбуждает тот факт, что Пекин никогда не отказывался от права силового возвращения Тайваня под свой контроль. Точно так же не останавливает, а подстегивает американцев и рост напряженности в весьма взрывоопасном регионе мира — Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях. Там уже несколько лет разрастается спор по вопросу о принадлежности нескольких архипелагов. Появление у одного из участников этих споров — Тайваня — новейшего американского оружия никак не будет способствовать миру и спокойствию.

А теперь давайте попробуем спроецировать ситуацию в этом регионе, например, на Украину, Грузию или Молдавию. Получится то же самое: государства, от которых откололись куски. Эти отколовшиеся территории de facto стали государствами, некоторые даже получили международное признание.

Единственное отличие — это отношение к ним со стороны США и Запада. Даже не к ним, а к их большому соседу — России. Поскольку Украина, Грузия, Молдавия проводят недружественную к РФ политику, то они автоматически становятся союзниками Вашингтона и его вассалов, а отколовшиеся непризнанные государства — сепаратистами.

При таком раскладе концепция "единых" Украины, Грузии, Молдавии получает иное наполнение, нежели концепция "одного Китая". Стремление, например, Киева силой оружия вернуть контроль над "сепаратистским" Донбассом приобретает характер "борьбы за восстановление справедливости", а не "агрессивности", в которой американцы обвиняют Пекин за его отказ от идеи применения силы в отношении Тайваня. То есть если Киев развяжет войну за возвращение Донбасса — это будет как бы хорошо, а если Китай попытается вернуть себе Тайвань — это будет как бы плохо.

Это же касается и Молдавии с Приднестровьем, и Грузии с Южной Осетией и Абхазией.

Вся эта история — чистой воды лицемерие. Но именно лицемерие, использование двойных стандартов и являются главной характеристикой всей политики Запада.

Почему бы не спросить у американцев: а в чем, собственно, разница между Тайванем, с одной стороны, и Донбассом, Приднестровьем — с другой? Почему Вашингтону считает себя вправе поставлять летальное наступательное оружие властям никем не признанной Китайской республики, игнорируя законные требования государства — постоянного члена СБ ООН? Почему он с таким уважением и так трепетно относится к "демократии" на Тайване и в то же время не признает права самостоятельно определять свою судьбу для тех, кто не хочет жить под властью прозападных режимов Киева или Кишинева?

Ответ крайне прост: потому что и в случае с Тайванем, и в случае с непризнанными и самопровозглашенными государствами на территории бывшего СССР Вашингтон интересует возможность оказывать давление на своих стратегических оппонентов — Пекин и Москву. А судьба тайваньцев, китайцев, русских, украинцев, молдаван, — да вообще кого бы то ни было — Вашингтон не интересует.

И это — главное, что следует понимать и помнить.

Автор Дмитрий Нерсесов
Дмитрий Нерсесов — журналист, востоковед, бывший обозреватель Правды.Ру *