Эрдоган и курды: камень преткновения между Москвой и Анкарой?

"Мы пойдем на любые меры, чтобы не допустить появления курдского государства на севере Сирии", — с таким эмоциональным заявлением выступил 23 августа 2017 года президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. Как считают эксперты, своим предупреждением лидер Турции направил четкий сигнал России: Москва должна отказаться от идеи создания автономии курдов на севере Сирии. Однако Кремль вряд ли прислушается к угрозам Эрдогана. Поэтому есть вероятность, что очередное обострение отношений между Москвой и Анкарой вскоре будет неизбежно. Какую тактику выберет Россия: будет ли она безучастно наблюдать в случае, если турецкие войска начнут военную операцию против курдских формирований Сирийской Арабской Республики (САР)?

Возвращаясь в Турцию после официального визита в Иордании, Реджеп Эрдоган в ходе беседы с журналистами в самолете, неожиданно резко выступил в адрес курдов Сирии. "Мы не допустим создания на севере Сирии курдского государства, что будет означать открытие террористического коридора к Средиземному морю", — решительно заявил турецкий президент. Как считают эксперты, в Анкаре опасаются, что создание курдской автономии в САР активизирует сепаратистские настроения среди курдов юго-востока Турции, где нелегально действует Курдская рабочая партия (КРП), включенная в список террористических организаций.

В связи с этими словами Эрдогана турецкие СМИ напомнили, что в генштабе Турции готовится широкомасштабная военная операция против курдских формирований на севере Сирии. Эта операция под кодовым названием "Меч Евфрата" предусматривает полный разгром курдских военных отрядов в Сирии. Проблема, однако, в том, что рассчитывать на успех Анкара вряд ли может.

Во-первых, план курдов Сирии по созданию автономии в этой стране пользуется поддержкой России. Во-вторых, Дональд Трамп проигнорировал протесты Анкары и дал добро на поставки вооружений курдским отрядам на севере Сирии. По сути, возникла парадоксальная ситуация: на севере САР совпали интересы Москвы и Вашингтона, несмотря на то что две ядерные сверхдержавы вернулись на тропу холодной войны времен СССР. И Россия, и США видят в курдах Сирии своего союзника в борьбе против ИГИЛ (запрещена в РФ).

О том, как США стали союзниками курдов Сирии

США окончательно сделали выбор в пользу союза с курдами Сирии в сентябре 2014 года, после того как отряды ИГИЛ начали наступление на курдские территории на севере САР. Тогда Пентагон оказал реальную помощь курдским силам самообороны, чтобы остановить наступление ИГИЛ. В итоге курды при поддержке авиации США смогли вернуть контроль над большей частью стратегически важного города Кобани на севере Сирии.

Пройдя испытание на прочность, курды САР стали верными союзниками Пентагона в борьбе с ИГИЛ, и поэтому глава Белого дома без колебаний дал приказ о поставках вооружений курдским отрядам самообороны на севере Сирии. В июле 2017 года в ход событий на севере Сирии вмешалась Анкара: в город Кобани неожиданно вошли турецкие войска. Однако получив отпор курдских ополченцев из Отрядов народной самообороны (YPG), турецкая армия покинула город.

Турция рассматривает курдские YPG в Сирии как филиал КРП. И когда Реджеп Эрдоган говорит о том, что Анкара не допустит создания "террористического коридора к Средиземному морю", он имеет в виду попытку отрядов YPG пересечь реку Евфрат в сторону запада, соединив таким образом три курдских анклава в Северной Сирии: Африн, Джазиру и Кобани. Поэтому Эрдоган предупредил курдов Сирии, что турецкая армия будет и далее проводить свои операции на севере Сирии, чтобы не допустить создания на этой территории курдского государства.

Почему России выгодно создание курдской автономии в Сирии?

Многие аналитики считают, что роковой ошибкой турецкого президента стал его приказ сбить российский бомбардировщик С-24 на границе с Сирией; это случилось в ноябре 2015 года. Возмущение руководства России уничтожением самолета, находившегося в нейтральной зоне, было так велико, что против Турции были приняты полномасштабные санкции в сферах туризма, сельского хозяйства и взаимной торговли.

В декабре 2015 года в своем ежегодном послании Федеральному собранию Владимир Путин сказал свою ставшую крылатой фразу: "Помидорами они (турки) не отделаются, и они еще не раз пожалеют о содеянном!".

И действительно, вскоре Россия взяла курс на создание в Сирии курдской автономии, которая может в будущем использоваться как рычаг давления на Анкару. Эрдоган поняв замысел Москвы, начал явно нервничать, пытаясь договориться с Кремлем о том, что поддерживать курдов Сирии не нужно. Но было поздно. Как говорил один известный деятель времен перестройки, "процесс пошел". Россия стала открыто сотрудничать с Верховным комитетом сирийских курдов на севере Турции.

При поддержке ВКС России курдские отряды YPG, подчиняющиеся верховному комитету сирийских курдов, начали массированное наступление на позиции протурецких повстанцев из Свободной сирийской армии в населенных пунктах Марьямайне, Маликии и Зиваре на севере провинции Алеппо. В те дни турецкая разведка доложила Эрдогану печальную для Анкары новость: курдские военные отряды ведут свои операции в тесном взаимодействии с ВКС России.

Еще большее разочарование Эрдогано ждало в феврале 2016 года, когда в Москве при поддержке руководства России был открыт офис представительства Сирийского Курдистана. Постпред Сирийского Курдистана в странах Европы Сенам Мухамед выразил благодарность руководству России за разрешение открыть постоянное представительство его народа.

В марте 2017 года МИД Турции призвал Россию закрыть представительство Сирийского Курдистана, но Москва проигнорировала этот призыв, заявив, что оно имеет статус неправительственной организации, и нет оснований его закрывать, если курды не нарушали российских законов.

В августе 2016 года о намерении сирийских курдов принять конституцию объявила официальный представитель сирийских курдов Хадия Юсеф. "Россия поддержала идею курдской конституции для создания рычага давления на Анкару на двусторонних переговорах", — к такому выводу тогда пришла ведущая турецкая газета Hurriyet.

Таким образом, несмотря на сотрудничество России и Турции в поддержании стабильности на сирийской территории, разногласия Москвы и Анкары в вопросе курдской автономии грозят очередным обострением в двусторонних отношениях. В случае, если Эрдоган решится на широкомасштабное вторжение на север Сирии и начнет операции против курдов, Кремль окажется перед трудным выбором: либо активно помогать сирийским курдам, либо занять выжидательную позицию.

Автор Айдын Мехтиев
Айдын Мехтиев — политолог, востоковед, комментатор, аналитик, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *