Гигантский линкор "Советский Союз": история проекта — Игорь НИКОЛАЙЧУК

15 июля 1938 года на Балтийском судостроительном заводе заложили первый линкор проекта 23 — "Советский Союз". Затем в Николаеве начали строительство "Советской Украины", а в Северодвинске (который тогда назывался Молотовском) — "Советской Белоруссии" и "Советской России". При их проектировании учитывались все новейшие достижения кораблестроения. Силовые установки для линкора были закуплены в Швейцарии, а часть брони приобрели в Германии. Броневая защита линкоров была не только вертикальной, но и горизонтальной: 155-миллиметровая броня верхней палубы защищала от авиабомб весом до 500 килограммов.

Приметой нового времени, наступившего с развитием авиации и увеличением дальнобойности орудий главного калибра, стала мощная горизонтальная броня. Она обладала огромной эффективностью и при попадании вражеских артиллерийских снарядов с дальней дистанции (которые падают почти вертикально). Боевые корабли типа "Советский Союз" стали первым подобным амбициозным проектом в планах нового вооружения, включившего в себя также боевые крейсеры и авианосцы. Опираясь во многом на модель итальянских кораблей типа "Литторио", создатели "Советского Союза" разработали его таким образом, чтобы он мог перевозить более 60 тысяч тонн оружия и развивать скорость в 28 узлов. Благодаря этим характеристикам линкоры "Советский Союз" могли стать самыми мощными военными кораблями в мире.

В период с 1938 по 1940 год Советский Союз развернул строительство четырех из шестнадцати предполагаемых кораблей. Строительство шло в Ленинграде, Николаеве и Молотовске (Северодвинске). Чтобы корабль мог вести артиллерийскую дуэль на дальних дистанциях, на его борту должны были разместиться четыре самолета-корректировщика КОР-2. В роли разведчиков они должны были компенсировать недостатки радиолокациных приборов, в развитии которых СССР отставал. Кроме того, планировались установить мощнейшую дальнобойную артиллерию.

Только японские суперлинкоры типа "Ямато" превзошли по вооружению так и не достроенные советские корабли (при этом их броневая защита была хуже). Похожие характеристики также имели вступившие в строй в ходе Второй мировой войны американские линейные корабли типа "Айова".

К сожалению, ни один линкор "Советский Союз" так и не был спущен на воду. Строительство одного из кораблей было остановлено из-за того, что в доке использовались заклепки из некачественной стали. Подсчитав, во сколько обойдется перестановка 70 тысяч заклепок, инженеры решили, что дешевле прекратить постройку корабля. Строительство остальных трех было остановлено из-за войны, а после войны их уже не стали достраивать, так как сам тип линкора как боевого корабля потерял свою актуальность. Главной силой океанских просторов стали авианосцы и подводные лодки. "Правда.Ру" попросила рассказать об этом грандиозном замысле ушедшей эпохи Игоря Николайчука, начальника сектора "Проблемы региональной безопасности", кандидата технических наук.

— Что представлял собой грандиозный линейный корабль "Советский Союз"?

— В отличие от всех других разработок, линейный корабль "Советский Союз" не был чем-то выдающимся. Это был просто хороший проект для использования в прибрежных водах, он не входил во флот открытого океана. А главное, начавшаяся война показала, что основные боевые действия велись на сухопутном театре военных действий; авиация также помогала сухопутным войскам наступать, удерживать противника или брать города. Флот был полезным, но не решающим инструментом в войне. Поэтому строительство этих кораблей было заморожено, их просто не стали достраивать.

"Советскую Украину" в Николаеве захватили немцы, разобрали на металл и увезли. И после войны вопрос о том, что надо реанимировать этот проект, так и не встал. Они оставались на стапелях. А при Хрущеве было прекращено и строительство линейных крейсеров, которые по масштабам были сравнимы с этими линкорами. Их разобрали на металл, и эра линкоров кончилась с появлением ракетного оружия и авианосцев. В целом же нереализованных проектов в то время было множество.

В СССР и авианосец хотели строить. Почему не построили? Во-первых, было очень мало денег, во-вторых, мало времени. Балтийская судоверфь вместо линкора во время войны стала строить малые катера, которые хорошо воевали, на которых можно было зайти в балтийские извилистые фарватеры и высадить на берег десанты. Строились и самоходные баржи для связи Ленинграда с Большой землей по Ладожскому озеру. Поэтому ни один большой корабль во время Великой Отечественной построен не был. Даже подводных лодок очень мало было введено в строй. Оказалось, что нужно было совсем другое.

Япония, например, хотела стать "владычицей морской", и она строила гигантские линкоры, по сравнению с которыми "Советский Союз" был достаточно маленьким. Построили бы мы эти линкоры, а дальше что? Их бы немцы разбомбили. Так что нет в этом ничего особенного. Но самое важное то, что мы под строительство этих линкоров создали производственные мощности, благодаря которым мы сейчас строим большие корабли, самые большие в мире атомные крейсеры и подводные лодки. Так что ничего даром не проходит.

Автор Лада Коротун
Лада Коротун - журналист, интервьер, корреспондент Правды.Ру *
Обсудить