Уйти от доллара: каким может быть главный ответ на санкции США

Уйти от доллара: главный ответ на санкции США

Заместитель министра иностранных дел России Сергей Рябков рассказал о перспективах российско-американских отношений после того, как на прошлой неделе президент США Дональд Трамп подписал закон об ужесточении санкций в отношении нашей страны. Речь в том числе шла и об ответных мерах.

Еще до того как Трамп утвердил очередной пакет антироссийских санкций, в Москве настоятельно порекомендовали сократить число американских дипломатов в России. Также был закрыт доступ к некоторым объектам дипсобственности США в нашей стране. И если это можно было назвать ответом российских властей на действия еще администрации Барака Обамы в декабре 2016 года, то сокращение на несколько сотен человек персонала американского посольства и консульств можно назвать в том числе и реакцией на закон о санкциях. Событие и в самом деле беспрецедентное. К слову, в понедельник стало известно, что госсекретарь Рекс Тиллерсон анонсировал американский ответ до 1 сентября. Так что можно сказать, что здесь история далека от завершения.

Стоит отметить, как в Вашингтоне пытались нивелировать эффект от решения Москвы. То есть заявлено было, что сокращение персонала в первую очередь — и в основном — коснется граждан России, которые работают в американских дипучреждениях. Во-вторых, заявлено было об увеличении сроков рассмотрения заявлений на получение виз. Очевидным образом ситуацию пытались представить так, что ответные меры российских властей создадут неудобство в первую очередь российским же гражданам.

Напомним, в прессе активно обсуждались варианты того, как Россия может ответить на американские санкции; "Правда.Ру" тоже обращала внимание на эту тему.

Ситуацию с санкциями и ответными мерами нашей страны прокомментировал и президент России Владимир Путин. По его словам, у России и США есть "очень важные сферы взаимодействия". Такими сферами, по его словам, являются область ограничения оружия массового уничтожения, борьба с незаконной миграцией, вопросы кибербезопасности, сфера энергетики.

"И у нас есть, конечно, что сказать, ограничить такие сферы деятельности нашей совместной, которые будут чувствительны для американской стороны. Но я думаю, что этого делать не нужно. Это будет вредить и развитию международных отношений. И вредить не только российско-американским отношениям как таковым, но и нам будет наносить какой-то ущерб", — сказал президент после того, как было принято решение о сокращении американской дипмиссии в РФ.

В то же время Путин заметил, что если наступит такой момент, когда "ущерб от попыток давления на Россию будет сопоставим с теми негативными последствиями, которые связаны с определенными ограничениями нашего сотрудничества", то можно будет "рассмотреть и другие варианты ответов". "Но я надеюсь, что до этого не дойдет. Я на сегодняшний день против", — подчеркнул Владимир Путин.

Но все же определенные шаги российские власти предпринять намерены. По словам заместителя главы МИДа РФ Сергея Рябкова, в ответ на санкции Москва активизирует работу по сокращению зависимости от американских платежных систем и доллара как расчетной валюты.

"Мы, конечно, активизируем работу, связанную с импортозамещением, сокращением какой-то зависимости от американских платежных систем, от доллара как расчетной валюты и так далее. Теперь это становится насущной необходимостью", — сказал Рябков в интервью журналу "Международная жизнь".

Здесь, конечно, возникает ряд вопросов. Во-первых, понятно, что те процессы, о которых говорит высокопоставленный дипломат, весьма сложны, и работа по ним предстоит долгая. Но все же проблемы с США возникли не два месяца назад. И опять-таки, чтобы, к примеру, отказаться от доллара как расчетной валюты недостаточно желания только России. Демонстрируют ли готовность обсуждать этот вопрос другие государства?

Еще один момент: буквально за полторы недели до известия о подписания Трампом закона о санкциях стало известно, что объем вложений России в государственный долг Соединенных Штатов в мае составил 108,7 млрд долларов, достигнув максимальных значений с ноября 2014 года. И если 2,5 года назад российские вложения в американские облигации постепенно снижались (по итогам 2013 года сумма составляла 138 млрд долларов), то в этом году зафиксирован постоянный рост этого показателя. Насколько велик риск того, что эти средства могут оказаться под ударом?

Конечно, дедолларизацию экономики можно только приветствовать, даже понимая, насколько это непросто. Это было бы действительно эффективным ответом. А вот получится ли — здесь очевидного ответа нет. Пока же стоит последить за отчетами американского минфина о госдолге и объемах вложений в него России.

Автор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *