Тиллерсон трубит стратегическое отступление США. Что это значит?!

Случилось невероятное! Госсекретарь США официально заявил, что Вашингтон не хочет менять режим в КНДР. Эти слова могут перевернуть многое. Например, уничтожить веру в американские гарантии, обнулить обоснование всей американской стратегии, построенной на использовании незаконных санкций против неугодных государств. Или, как минимум, пустить под откос карьеру самого Рекса Тиллерсона.

"Мы не враги вам, мы вам не угрожаем… Мы не хотим смены режима, мы не хотим падения режима, мы не стремимся к ускоренному объединению полуострова, мы не ищем поводов для посылки наших войск севернее 38-й параллели", — эти слова главы американской дипломатии приводит британская телерадиокомпания "Би-би-си".

Все эти уверения адресованы Северной Корее.

И это настоящая сенсация!

Посудите сами: стоило Пхеньяну провести испытания ракет, которыми якобы можно поражать цели на восточном побережье США, как Вашингтон тут же сменил тон общения с КНДР. "Не стреляйте, мы не враги вам!" — это звучит как просьба о пощаде. Согласитесь, подобного из уст американского политика такого ранга слышать давно не приходилось. Если кто вспомнит — пусть поделится.

Это потеря лица, то есть полное поражение с точки зрения понятий и правил, действующих в Азии. После такого и сама КНДР, и Китай, и Япония, и Южная Корея — все окрестные державы поймут истинную цену Америке. Мускулистый монстр, накачанный стероидами, с блестящей от масла кожей, но при этом бессильный и бесхарактерный.

Положение не спасет даже вновь направленный в корейским берегам авианосец. Да хоть два или три авианосца. Все равно они уже никого не убедят в серьезности намерений США. У Америки не хватит духа выстрелить из большого кольта, хотя она и крутит им перед носом крошечной КНДР.

Ничего не стоят и вчерашние угрозы президента Трампа в адрес Китая. Да-да, буквально накануне он написал в своем любимом "твиттере", что, мол, возмущен бездействием Пекина в корейском вопросе. Есть все причины негодовать: Трамп столько сил потратил, пытаясь сделать честь Китаю, милостиво предоставив ему роль агента США по урегулированию спорных вопросов с КНДР. Трамп пригласил китайского лидера Си Цзиньпина к себя в поместье (и Си был первым иностранным руководителем, которого новый американский президент принял после инаугурации). Трамп перечеркнул обамовский проект Транстихоокеанского партнерства, направленный против интересов КНР. А чем ответил Пекин? Спокойным бездействием!

Каков же результат блестящей политики США? Тупик. Вроде и систему ПРО развернули, и авианосцы подтянули, и совместные учения с южными корейцами и японцами проводят. Но в итоге приходиться констатировать полную неспособность к конкретным действиям. Оказалось — о, неожиданность! — что любой удар по КНДР приведет к ответному ядерному удару со стороны Пхеньяна, а вдобавок и к ответу со стороны Китая, ведь он неизбежно будет затронут американской агрессией, в каком бы виде она ни была предпринята.

Тиллерсон понял, что пределы эскалации угроз достигнуты. Далее должны последовать либо действия, к которым Америка не готова и последствий которых боится, либо отступление. И заверения госсекретаря в духе "мы вам не враги" звучат как сигнал именно к отступлению.

Это второй крупнейший провал американской политики после Крыма. Тогда, в 2014 году, США продемонстрировали никчемность их гарантий Украине. Напомним, что, по соглашению о выводе ядерного оружия с территории этой ставшей независимой бывшей советской республики, Вашингтон обязался гарантировать ее территориальную целостность — наряду с Москвой. Но американцы ничего не сделали, чтобы предотвратить отделение полуострова от Украины и воссоединение его с Россией. Уже это показало всему миру истинную ценность американских гарантий. Теперь же в том же самом мир убедился на примере КНДР: США не в состоянии обеспечить безопасность своих союзников (Японии и Республики Корея) и предотвратить появление ядерного оружия у КНДР.

И дело не исправить твердыми заявлениями вроде того, что сделал Тиллерсон: "КНДР не может в будущем иметь ядерное оружие или возможности его доставки в какие бы то ни было государства региона, и тем более в нашу страну". Пхеньян на это задаст законный вопрос: а кто дал США право иметь ядерное оружие, которое может быть "доставлено" в КНДР? И какие Вашингтон может дать гарантии, что в будущем американское ядерное оружие не будет "доставлено" "в какие бы то ни было государства региона"?

В этой истории есть еще одна немаловажная грань. "Мы не хотим смены режима, мы не хотим падения режима", — скулит Тиллерсон. Это — ни много ни мало — отказ от ранее заявленной цели всей внешней политики США. Всей!

Ибо устранение "диктаторских" и "поддерживающих терроризм" режимов — якобы альфа и омега устремлений и действий США в мире. И северокорейский режим всегда относился и Белым домом, и госдепом, и конгрессом к этому типу режимов, подлежащих смене и падению.

И если не смена режима, то что тогда является целью политики США в отношении КНДР? Неужели вашингтонские стратеги настолько уверовали в честные намерения Ким Чен Ына, что готовы поверить ему и простить "диктатуру" и "поддержку терроризма", лишь бы он отказался от атомной бомбы? Но это лишает обоснований антикорейские санкции! Ведь они вводились с тем, чтобы довести положение населения страны до того состояния, за которым следует голодный бунт. Таков был расчет, и об этом всегда совершенно откровенно говорили все американские политики всех рангов.

Значит, и здесь провал. Санкции не привели к дестабилизации режима. Они не смогли даже замедлить работу над созданием ракетно-ядерного оружия. Это крах всей санкционной философии Вашингтона!

Особенно забавно все это выглядит в данный момент, когда на подписи у Трампа лежит очередной пакет санкций против КНДР, Ирана и России. Забавно это потому, что и в отношении ИРИ, и РФ цели санкций были аналогичными: смены режимов. Это называлось "борьбой за ценности демократии".

Какие надежды возлагались на падение режима аятолл в Тегеране! Результат: стабильная власть, успешная разработка ракетного оружия и статус пороговой ядерной державы.

То же самое происходит и в отношении России. Ведь в 2014 году, вводя первые санкции против РФ "из-за Крыма", американцы вовсю кричали, что их меры направлены на расшатывание ближайшего окружения президента Путина, на подрыв его поддержки со стороны неких влиятельных кругов. Рассчет строился на то, что лишенные доступа к западным благам "кремлевские кланы взбунтуются и вынесут Путина из Кремля". Или же средний класс, страдающий от непосильных тягот, устроит "цветную революцию". Почитайте перлы Маккейна того периода!

Результат — нулевой. Нет ни "цветных революций", ни голодных бунтов, ни дворцовых переворотов. Но зато есть крик души Тиллерсона: "Мы не добиваемся смены режима!". А можно ли уточнить: только ли о режиме в Пхеньяне идет речь? Или и о других тоже? В частности, в Москве, в Тегеране, в Дамаске?

Думается, что отказ от смены режима Ким Чен Ына логично ведет и к аналогичному отказу в отношении других режимов. То есть к отказу от политики ценностей и переходу к реальной политике, основанной на учете потенциалов и интересов.

Этот процесс уже идет по всему миру, Америка тут опаздывает. Кстати, бизнесмен Тиллерсон, член команды бизнесмена Трампа — наиболее подходящая фигура, которая способна стать символом победы реализма в Вашингтоне.

Но для США такая своеобразная смена вех может оказаться весьма болезненной, учитывая ту шизофрению, что царит сейчас там. "Романтики" и "идеалисты", приверженцы "универсальных ценностей", засевшие в конгрессе и мечтающие взять всю внешнюю политику США под свой контроль, наверняка взорвутся возмущением. И Тиллерсон вполне может стать очередной жертвой внутриполитической войны, сотрясающей власть в "крупнейшей демократии мира".

Возможно, в этом случае реализм вновь будет вынужден отступить, возможно, что отступление, о котором протрубил Тиллерсон, сменится новыми авантюрами — на время. Но в целом ситуация уже не изменится: лидерство США, их статус глобального хозяина, которому подвластно, подсудно и по силам все, — все это неизбежно будет утрачено.

Автор Дмитрий Нерсесов
Дмитрий Нерсесов — журналист, востоковед, бывший обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *