Что изменится в Налоговом кодексе — Виталий ШУБА

Госдума в третьем чтении приняла закон о пределах прав и обязанностей налогоплательщиков. Теперь возможности налоговой службы доначислять налоги и отказывать налогоплательщикам в получении вычетов по формальным основаниям ограничили. Депутаты также пояснили, что в Налоговом кодексе закрепили "приоритет содержания сделки над формой".

Сейчас налоговики могут отказать гражданину в возмещении НДС по формальным причинам. Ими могут служить даже неверно проставленные запятые в счете-фактуре. По новым правилам, несущественные недостатки в оформлении документов не будут трактоваться как самостоятельное основание для отказа.

В законе хотят четко прописать, когда ФНС может отказывать в возмещении налога. Главным фактором должна стать реальность сделок, а не формы документов, считают парламентарии.

В последнее время в России много говорят о реформе налоговой системы. Поступают разные предложения. Ранее депутаты ЗСО Ленинградской области вышли с инициативой освобождать на год от уплаты подоходного налога молодых родителей после рождения в семье ребенка. По мнению парламентариев, таким образом молодые семьи получат финансовую поддержку, а это уже скажется на общей картине рождаемости в стране.

Также стало известно, что Госдума рассмотрит законопроект о повышении налога на зарплату свыше 2 млн рублей в месяц. С такой инициативой выступили депутаты, они предлагают установить для таких случаев ставку 18%.

Для "Правды.Ру" суть законодательных новаций пояснил заместитель председателя комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Виталий Шуба.

— Расскажите подробнее, что изменилось?

— Раньше налогоплательщик, считавший, что его права нарушены, обращался в Арбитражный суд. Это происходило несколько лет назад, до того как Арбитражный суд вошел в состав Верховного суда. Суть изменений заключается в следующем: есть сложившаяся практика, когда решение принималось или конфликты обсуждались в Арбитражном суде, сегодня они обсуждаются в Верховном суде.

Если говорить коротко, изменения в законодательстве закрепляют уже сложившуюся правоприменительную практику, определяющую взаимоотношения налогоплательщика и налоговых органов. Если какая-то из сторон — или налоговый орган, или налогоплательщик — предъявляют претензию друг к другу, они обращаются в суд, чтобы разрешить спор. Ранее они обращались в Арбитражный суд, и Арбитражный суд принимал решение. Решение принималось то, которое устраивало и налоговые органы, и налогоплательщиков. Но из-за того, что Арбитражный суд стал частью Верховного суда введено уточнение. Решение по хозяйственным службам принимается Верховным судом.

— Эксперты отмечают, что с принятием изменений в законодательство в Налоговом кодексе закрепляется "приоритет содержания сделки над формой". Как это выглядит на практике?

— Форма — это отчетность, которая подается налогоплательщиком. Он сам принимает решение, указывать ему какие-то сделки в налоговой декларации или не указывать. А сейчас в Налоговом кодексе конкретно прописывается, при каких условиях он может указывать или не указывать те или иные сделки, которые были проведены в определенный период. Допустим, раньше была норма, что третье лицо может подписать счет-фактуру, при этом ее принимали к исполнению налоговые органы. Да, действительно, это является достоверным документом. Теперь нормы заводятся в Кодекс, и определяется, что третье лицо может или не может подписывать.

На самом деле с принятием этого документа ничего особенного не произошло. Именно этими изменениями Налогового кодекса сохраняется правоприменительная практика, которая сложилась при разрешении хозяйственных сделок в Арбитражном суде.