Почему Киргизия хочет разместить войска РФ на границе с Таджикистаном

Судя по всему, сгущаются тучи между двумя странами-членами ОДКБ — Киргизией и Таджикистаном. Киргизский лидер Алмазбек Атамбаев предложил Москве разместить российские войска на киргизско-таджикской границе. Кремль никак не отреагировал на эту инициативу, а молчание Душанбе может означать, что лидер Таджикистана Эмомали Рахмон тоже далеко не в восторге от идеи своего киргизского коллеги.

Алмазбек Атамбаев предал огласке некоторые любопытные подробности его недавних переговоров в Кремле с Владимиром Путиным. Лидер Киргизии вежливо отверг идею российского президента увеличить контингент войск РФ на авиабазе Кант в пригороде Бишкека. И неожиданно перевел стрелки на Таджикистан. "А почему бы нам не разместить российский военный контингент на границе Киргизии с Таджикистаном?" — задался вопросом господин Атамбаев.

Киргизский лидер поставил под сомнение способность лидера Таджикистана Эмомали Рахмона сдержать натиск ИГИЛ (запрещена на территории РФ) на общую границу стран ОДКБ. "У меня не очень хорошие предчувствия по Афганистану, удержится ли Таджикистан?", — откровенно признал Атамбаев.

"Я сказал Владимиру Владимировичу: "Если вы реально хотите думать об общей безопасности, то мы заинтересованы в том, чтобы заранее начинать строить какие-то подготовительные площадки на юге страны, — заявил Атамбаев. — Тем более там, на границе Кыргызстана с Таджикистаном, мы разместили воинскую часть. Тогда это будет реальная помощь. На какие-то другие варианты, конечно, Кыргызстан не пойдет".

По словам киргизского лидера, Бишкек согласен на модернизацию авиабазы в Канте и поставку нового вооружения, но в увеличении численности контингента смысла не видит. 

Между тем Кремль не ответил на инициативу Атамбаева. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков уклонился от ответа на вопрос журналистов о том, обсуждалась ли на переговорах идея размещения российских войск на границе Киргизии и Таджикистана.

Как отмечают эксперты, для Атамбаева вопрос о статусе авиабазы в Канте — это предмет политического торга с Москвой. Договор между двумя странами о размещении там ВКС РФ был подписан в 2003 году в рамках Коллективных сил быстрого развертывания ОДКБ. По условиям договора, Бишкек не взимает с Москвы арендную плату за пользование авиабазой, но в инфраструктуру авиабазы России ему надо вложить около 70 миллионов долларов.

Кроме того, в 2012 году Россия списала Киргизии кредит в размере 500 миллионов долларов. Однако Бишкеку этого было мало, и руководство Киргизии не раз поднимало вопрос о выводе российских военных с авиабазы Кант. В декабре 2016 года Алмазбек Атамбаев прозрачно намекнул, что после окончания срока договора база может быть закрыта. В качестве примера он напомнил о судьбе американской авиабазы Манас, которую в 2014 году США передали Бишкеку.

В Москве намек Бишкека поняли, и в июне 2017 года в качестве помощи развитию Киргизской Республики Минфин РФ списал Киргизии долг в размере 240 миллионов долларов. В связи с этим эксперты вспомнили, что за минувшие 11 лет Россия простила Киргизии (точнее, подарила) 703 миллиона долларов внешнего долга. Это цена военного присутствия России в этой республике Центральной Азии. К тому же такая щедрая финансовая помощь гарантирует Москве политическую лояльность Бишкека, который не будет впредь украдкой поглядывать на Вашингтон, как это было в истории с базой США в Манасе.

А что же по поводу отношений Бишкека с Душанбе? Как показывают последние заявления Атамбаева, его личные отношения с Эмомали Рахмоном оставляют желать лучшего. Ведь многозначительное молчание таджикского лидера по поводу инициативы Атамбаева о размещении российских войск вдоль границы с Таджикистаном показывает, что эта идея Бишкека не была согласована с Душанбе. И худшим итогом этой истории для Атамбаева стала бы резкая критика его идеи со стороны Рахмона. Но лидер Таджикистана предпочел сохранить молчание, тем самым проигнорировав предложение Бишкека.

В минувшие годы отношения между Душанбе и Бишкеком были не раз были омрачены противостояниями на границе. В августе 2015 года возник конфликт в Баткенской области на киргизско-таджикской границе, в результате которого пострадали сельские жители обеих стран. Словесная перепалка переросла в драку, и стороны забросали друг друга камнями. В ходе конфликта был ранен киргизский пограничник.

В марте 2016 года на киргизско-таджикской границе произошло новое столкновение между жителями двух приграничных сел. Началось все вроде бы с мелочи: жители таджикского села Чорку начали добывать гравий на реке, текущей по территории киргизского села. Однако киргизских сельчан такая дерзость возмутила. Возникла опасность вооруженного конфликта, и киргизские пограничники открыли огонь по гражданам Таджикистана, в результате чего двое из них получили огнестрельные ранения. Кроме того, киргизские жители подожгли несколько домов таджикского кишлака Сомониён.

Эксперты напоминают, что из 987 километров границы Киргизии с Таджикистаном свыше 400 километров до сих пор остаются спорными, и это превращают этот обширный пограничный участок в пороховую бочку: сельские жители с обеих сторон время от времени не могут договориться, где чья территория.

Не поэтому ли своим предложением ввести на эту проблемную зону российские войска президент Атамбаев решил убить сразу двух зайцев: с одной стороны, положить конец приграничным спорам между Киргизией и Таджикистаном, а с другой — поставить заслон на пути ИГИЛ из соседнего Афганистана в Киргизию через Таджикистан?

Автор Айдын Мехтиев
Айдын Мехтиев — политолог, востоковед, комментатор, аналитик, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *