Зигмас ВАЙШВИЛА: "Когда власть слаба, начинаются запреты. Это классика"

В Литве определять степень "вражеской пропаганды" в фильмах российского производства теперь будут эксперты из государственной комиссии по радио и телевидению. Они посчитали специалистов Литовского центра кино "беззубыми". Те якобы "не в состоянии закрыть дорогу" российским картинам на экраны кинотеатров. Теперь госкомиссии дадут полномочия выдавать разрешения на прокат тех или иных кинолент.

С идеей передать права другим экспертам выступили депутаты из парламентской партии "Союз Отечества — Христианские демократы Литвы" (СО-ХДЛ). Они пригрозили санкциями за фильмы, "несущие пропаганду".

В стране уже давно запрещают наши фильмы. Порой доходит до абсурда. К примеру, ранее "российскую диверсию" обнаружили в детском мультике "Маша и Медведь", в котором медведь якобы является символом "агрессии РФ".

Русофобия в Литве уже мало кого удивляет. Недавно президент Литвы Даля Грибаускайте сделала заявление "в духе Гитлера". Она считает, что само существование на Востоке Белоруссии и России является угрозой для Литвы, литовцев и НАТО.

А ранее Литва решила в буквальном смысле отгородиться от России. В начале июня в деревне Рамонишкяй Шакяйского района заложили первый камень будущей стройки. Пограничная двухметровая стена из проволоки будет длиной в 45 км. По мнению европейских соседей, она защитит страну от контрабанды и нелегальных мигрантов. Завершить стройку литовцы намерены до конца года.

"Правда.Ру" обратилась за комментарием к Зигмасу Вайшвиле, политику, бывшему вице-премьеру правительства Литвы, бывшему главе госбезопасности.

— О чем говорит такая инициатива? Реально ли осуществить эти странные предложения от депутатов сейма в наш век информационных технологий?

— Меня это все страшно удивляет, я пока не слышал, что Россия нам объявила войну, или Литва объявила войну России. Если мы говорим о враждебной пропаганде, то должна быть война, военный конфликт или еще что-то такое. Украинский бред здесь нельзя брать в расчет.

Не знаю, слышали ли вы, на днях была еще одна инициатива. Они перегнули палку еще в одном месте. Вышли с предложением объявить компартию вообще и компартию Литвы в частности организацией вне закона, преступной группой. Одно за другим последовало. И нужно, наверное, рассматривать это в комплексе. Как Грибоедов говорил: "Горе от ума". Наверное, так и нужно характеризовать эту ситуацию.

В таком случае получается, что нынешний президент Литвы Даля Грибаускайте, самый большой соратник Ландсбергиса, не только была членом компартии Советского Союза, она была даже в независимой литовской компартии. Выходит, она вообще враг врагов в этой ситуации.

Если смотреть на происходящее в Литве через эту призму, мой комментарий очень простой: когда нет аргументов, тогда остается голословная пропаганда. Какая разница, кто там за чем следит, что запретить, что не запретить. Главное, что это возврат обратно — и с большим ускорением — в те цензурирующие институции Советского Союза, от которых Литва якобы хотела избавится. Главлит вроде бы это называлось тогда.

Не понимаю, почему бы сейчас не называть вещи своими именами? Что у нас за государство сейчас? Это только в авторитарных государствах главлит и тому подобное существуют.

Если конкретный эпизод какого-то фильма, телепередачи, радиопередачи, статьи на интернет-сайте нарушает закон, давайте тогда конкретно смотреть, вплоть до уголовной ответственности. И у вас в России, и у нас в Литве.

А если абстрактно объявлять врагами народа — мы на это после Октябрьской революции насмотрелись. Пора как-то вспомнить историю. А суть в том, что господа попали в сейм и не знают, что делать, не знают, чем заняться. Коэффициент компетенции приближается к нулю.

Под шумок в это время увеличивать бюджет, сейчас ведь объявлено, что бюджет остальных министерств, в том числе культуры, поставлена задача сократить на 616 миллионов евро. Расходы по всем министерствам минимизировать по всем позициям, кроме министерства обороны.

Давайте вспомним Ярослава Гашека и "Бравого солдата Швейка": "Всех следует запретить". И к этому Литва идет. Как солдат Швейк говорил: "Раз наступило такое тревожное время, что стреляют в эрцгерцогов, так нечего удивляться, что тебя ведут в полицию".

Какая разница, какая институция такое делает? На основании чего? Давайте тогда возьмем пример с Украины, где все российские плохие, потом белорусские фильмы плохие, потом польские нам не понравятся.

— Факты говорят сами за себя. Русофобия — это данность. Прибалтика, к сожалению, постепенно превращается в антиутопию в реальности.

— Да, и в военный полигон превращается. В Тункинском районе что делали? Фактически проверку боем: мол, кто-то проник на нашу территорию. Это вообще уму не постижимо! Полиция ничего не знает, а люди с автоматами, в штатском занимают комиссариат полиции. А если бы кто-то стрельнул, как полагается, — кто в ответе? Это уже не то что непрофессионально, это вообще маразм.

Так во всем сейчас, что мы видим. Когда нет аргументов, нет прямого эфира, или прямой эфир только для избранных, которые одно и то же твердят каждый день с телеэкранов, — значит, власти слабы. Они боятся аргументов, боятся публичности, боятся дебатов в прямом эфире. Когда власть слаба, начинаются запреты. Это классика.

Читайте последние новости Pravda.Ru на сегодня

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить