Что случится, если конгресс США усилит санкции против России?

Известный американский политолог Дмитрий Саймс высказал на страницах издания The National Interest предположение: если обе палаты конгресса США одобрят новый пакет санкций, а Трамп не сможет его остановить, то Москва, скорее всего, на это ответит.

Дорога президента Трампа к смягчению санкций, направленных против России, стала намного сложнее. Сенат, редко демонстрирующий двухпартийное единство, в среду, 14 июня, проголосовал за новые санкции против России.

Голоса распределились в соотношении девяносто семь против двух. Республиканцы не только присоединились к демократам в поддержке инициативы, но и серьезно помогли ее протащить. Предложение, внесенное в виде поправки к закону о противодействии иранской дестабилизирующей деятельности, спонсируется сенатором Майком Крэйпо, председателем банковского комитета сената США.

Эта поправка направлена на то, чтобы наказать Россию за ряд вещей, начиная от ее действий на Украине и в Сирии — и до недоказанных кибератак в ходе последних президентских выборов. Она законодательно закрепляет предыдущие санкции и требует от президента согласования с конгрессом любого их изменения. Более того, поправка вводит новые санкции в отношении некоторых российских отраслей, таких как горнодобывающая и металлургическая промышленность, судоходство и железные дороги, а также открывает путь санкциям для отдельных лиц. Наконец, США обязуются обеспечить "надежную помощь для укрепления демократических институтов и противодействия дезинформации в странах Центральной и Восточной Европы".

Еще до инаугурации Трампа коалиция республиканцев и демократов в сенате США ввела закон о противодействии российским агрессивным действиям. Вскоре после того, как Трамп занял свой пост, двухпартийная группа сенаторов выдвинула закон о пересмотре санкций в отношении России. Многие из предложений, изложенных в новой поправке, вытекают из этих двух законопроектов.

Поворотным моментом стало заявление сенатора Боба Коркера о неизбежности новых санкций. Раньше председатель комитета по внешним связям был одним из тех немногих республиканцев, которые настаивали на осторожности в этом вопросе, утверждая, что для начала необходимо завершить расследование вмешательства России в президентские выборы. Напряжение усилилось, когда лидеры демократов дали понять, что поддержат санкции против Ирана.

Накануне показаний генерального прокурора Джеффа Сешнса республиканцы и демократы в комитетах по банковскому делу и внешним отношениям объявили о соглашении об укреплении и расширении санкций в отношении России. Через два дня сенат подавляющим большинством голосов одобрил это предложение.

Сторонники движения не уточнили, какое именно экономическое воздействие они ожидали от предлагаемых санкций, или как должна измениться внешняя политика России. Скорее, они подчеркнули необходимость послать Москве сообщение, что ее поведение неприемлемо, и она будет наказана "за попытку уничтожить демократию". В том же выступлении сенатор Крэйпо заявил, что поправка демонстрирует "неопровержимую уверенность Соединенных Штатов в святости территориальной целостности и прав человека", а также "решимости реагировать на кибератаки против граждан и организаций Соединенных Штатов".

Единственными двумя сенаторами, выступившими против предложения, были Рэнд Пол и Майк Ли. Однако несогласие одного из них было мотивировано не стремлением к стабилизации отношений с Россией, а, скорее, возражениями против других аспектов поправки.

Хотя сенат решительно принял поправку, палата представителей все еще сомневается. Хорошо осведомленный советник конгресса сказал, что успех поправки в сенате "оказывает реальное давление на палату". Тем не менее, "республиканское руководство в палате может попытаться выиграть время, используя обычный порядок рассмотрения, вплоть до внесения поправок и отправки его обратно в сенат, что было бы похоже на игру политиков в горячую картошку". Независимо от того, насколько быстро республиканцы сплотятся вокруг поправки, советник приходит к выводу: "Сенат попросту обеспечил положение, в котором любое действие Трампа, считающееся дружественным по отношению к Москве, будет считаться недружественным по отношению к конгрессу".

Вероятно, когда палата представителей одобрит пакет санкций в отношении России, а Трамп окажется бессилен его остановить, Москва, скорее всего, на это ответит. В преддверии голосования российские власти предупредили о тяжелом ответном ударе.

Указывая на эскалацию конфликта в Сирии, телеведущий Владимир Соловьев во время одного из своих выступлений спросил: "Неужели никто в конгрессе США не проводил аналитическую работу? Неужели никто не заметил, что санкционное давление ведет только к ужесточению подхода России, а не к созданию диалога?". Аналогичным образом, заместитель председателя комитета Совета Федерации по международным делам Владимир Джабаров заявил: "Нам необходимо ужесточить санкции против Соединенных Штатов во всех областях, где мы сотрудничаем".

Растущее нежелание идти на компромисс с Америкой по поводу санкций не ограничивается мнениями российских медийных личностей и должностных лиц. Так, независимое социологическое агентство "Левада-центр" недавно опубликовало исследование, которое показывает, что 70% россиян выступают против уступок в обмен на облегчение санкций. Этот показатель увеличился на пять процентов с ноября 2015 года. Следовательно, Кремль рискует спровоцировать недовольство, если смягчит свою позицию в отношении Соединенных Штатов. Наряду с общественным мнением негативная реакция некоторых европейских стран могла подтолкнуть Путина к более решительной позиции. Российский лидер может почувствовать себя достаточно ободренным после неожиданного осуждения Германией и Австрией новых санкций, считая, что США и их союзники разделены по этому вопросу.

Так Трамп оказался в трудном положении. Сильная поддержка конгресса, ратующего за карательные действия против Москвы, осложняет начало нового диалога с Россией. Некоторые из европейских союзников уже недовольны поведением администрации по целому ряду вопросов; они могут действительно отдалиться от Америки. В то же время противодействие поправке слишком дорого стоит в политическом смысле еще и потому, что даже среди подчиненных Трампа нет единой позиции по этому вопросу.

Ясно только одно: когда Трамп встретится с Путиным на саммите "большой двадцатки", он будет вынужден приложить титанические усилия, балансируя между российским президентом и законодательным актом собственной страны.

Читайте последние новости Pravda.Ru на сегодня

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить