Запретить нельзя показывать: что не так с обвинениями в адрес "Матильды"

Что не так с обвинениями в адрес "Матильды"

Несмотря на то что новый фильм Алексея Учителя "Матильда" выйдет в прокат только в октябре 2017 года, он уже успел стать объектом всесторонних нападок, в том числе со стороны РПЦ и чиновников. Больше всего, конечно, отличилась депутат Госдумы Наталья Поклонская, обвиняющая фильм то в оскорблении чувств верующих, то в провокации экстремизма. Сейчас страсти немного поутихли, но несколько веселых компаний бегают с петициями о запрете картины до сих пор.

"В истории нет фактов сожительства русских царей с балеринами, — сказано в одной петиции. — Россия представлена в фильме как страна виселиц, пьянства и блуда, что также является ложью. В картину включены постельные сцены Николая II с Матильдой, сам царь представлен жестоким и мстительным развратником и прелюбодеем".

Получается, что теперь следует запретить все фильмы и книги, где говорится о любовниках и любовницах наших цариц и царей от Петра I до Николая II? Были ли среди них балерины? Гораздо проще перечислить правителей и великих князей, не имевших актрис в качестве любовниц, чем наоборот.

Мода на любовниц-балерин появилась во второй половине XIX века. Иногда романы затягивались, и тогда создавались вторые семьи. Так, у великого князя Константина Николаевича, сына Николая I, было пятеро детей от балерины Анны Кузнецовой, а великому князю Николаю Николаевичу-старшему балерина Екатерина Числова родила четверых детей. Даже престарелый великий князь Михаил Николаевич на склоне лет завел роман с певицей Ниной Фриде.

Исключением являлись великие князья из семейства Романовых с нетрадиционной сексуальной ориентацией или оказавшиеся в особых обстоятельствах. Например, великий князь Александр Михайлович три года плавал в Тихом океане на корвете "Рында" и имел в Нагасаки жену-контрактницу, что не помешало ему по возвращении в Россию жениться на Ксении, дочери Александра III. Любопытно, что ни адмиралы, ни флотское духовенство не обращали внимания на то, что в деревне Иноса под Нагасаки русские офицеры купили сотни домиков для своих японских жен.

Таким образом, личная жизнь наследника Николая Александровича мало отличалось от жизни его многочисленной родни. Николай не вел разговоров о внешней и внутренней политике России с Матильдой Кшесинской. Благо, что эти дела Матильду никогда не интересовали. Ей нужны были только деньги и личная власть.

Николай Александрович до смерти отца председательствовал в нескольких комитетах, однако сам лично не занимался ни политикой, ни экономикой.

Роман Матильды Кшесинской с цесаревичем не нанес никакого ущерба России. Да и с точки зрения морали того времени Николая упрекнуть просто не в чем. Нельзя же осуждать человека за то, что он был послушным сыном! В гвардию цесаревич был определен по приказу отца. На одном из банкетов Александр III сам же посадил его рядом с Кшесинской.

Наконец, в течение всего романа Николая и Матильды Александр Александрович имел возможность пресечь их отношения: Матильду можно было просто выслать за пределы Российской империи. Кстати, именно так император Александр II и поступил с метрессой великого князя Николая Константиновича — американской актрисой Фанни Лир.

Понятно, что цесаревич Николай, служа в гвардии, не мог быть белой вороной и вел себя так же, как и остальные господа офицеры — кутежи, любовницы, скачки, фрунт. Прекрасная иллюстрация — Алексей Вронский из романа Толстого "Анна Каренина". Кстати, он показан одним из лучших представителей гвардии.

Если после женитьбы Николая II на Алисе Гессенской Матильда уехала бы в Париж, то в XXI веке о ней знали бы не более чем об Анне Кузнецовой и Екатерине Числовой. К счастью, все трое ничего не сделали для России. Однако звезда Кшесинской взошла как раз после коронации Николая II.

Через 20 лет после разрыва с Николаем, вступившим в брак с Александрой Федоровной, бедная актриса превратилась в самую богатую женщину России. Но император Николай к этому не имел уже никакого отношения.

За эти годы Матильда сменила множество любовников, но все они были не особенно богаты. Исключение представляли два великих князя — Сергей Михайлович и Андрей Владимирович. Но и они физически не могли создать ей сказочного состояния.

В феврале 1917 года Матильда заложила в банках часть своих драгоценностей, выручив четыре миллиона рублей. Она писала, что банкиры ограбили ее. Но чтобы заработать четыре миллиона, ей пришлось бы плясать на сцене Императорского театра 200 лет!

Кшесинская стала владелицей нескольких роскошных дворцов: в Санкт-Петербурге на Кронверкской набережной, двух домов на Лазурном берегу во Франции и комплекса в Стрельне, состоявшего из двухэтажного дворца, бетонного пирса с яхтой и даже двухэтажной электростанции. На именинах Матильды в Стрельне собиралось не меньше тысячи гостей. Для этого даже менялось расписание поездов из Петербурга.

Откуда же у балерины появились такие средства? Она ведь не занималась бизнесом, как современные звезды эстрады. Дело в том, что генерал-фельдцейхмейстер великий князь Михаил Николаевич Романов и его сын, генерал-инспектор артиллерии Сергей Михайлович, бесконтрольно распоряжались всеми закупками военного имущества и, конечно, артиллерии.

Сергей вместе с Матильдой и руководством фирмы Шнейдера и Путиловского завода организовали ОПГ. По закону, чтобы заказать новую артсистему для русской армии, требовалось устроить конкурс с испытанием лучших образцов иностранных и российских заводов.

До 1894 года — начала связи Матильды и Сергея — орудия фирмы Шнейдера не котировались в русской армии. Им предпочитали орудия Круппа и Обуховского завода. Но затем фирма Шнейдера стала лидировать. К слову, в архивных протоколах испытаний орудий Круппа, Шкода, Шнейдера и Виккерса можно найти массу приписок и подлогов.

В Мариинском театре Кшесинская в то время приобрела статус чуть ли не императрицы. При поддержке Николая II и великого князя Сергея Михайловича она сместила двух директоров театра, избавилась от множества соперниц, а также самостоятельно выбирала для себя репертуар и партнеров.

Так случилось, что в Российской империи царские бюрократы, либеральные профессора, социал-демократы и социал-революционеры практически не интересовались состоянием армии и флота. Зато во всех столичных гостиных ежедневно судачили о всех театральных дрязгах. Таким образом, наглое поведение Матильды в театре компрометировало семейство Романовых куда больше, чем пропаганда эсеров и большевиков.

Матильда и в театре, и в военном ведомстве нанесла невосполнимый вред России. Пришедшие к власти большевики рассматривали деятельность русских царей исключительно с позиции классовой борьбы. Ни Распутин, ни Кшесинская никаким боком не помещались в эту схему, и о них велено было забыть. Вспомним, как заместитель по идеологии в Политбюро ЦК КПСС Михаил Суслов наехал на Валентина Пикуля за роман о Григории Распутине. Причем не за то, что Распутин хороший, а за то, что о нем вообще не стоило писать.

И вот печальный итог: о подлинной роли Матильды сейчас не знают ни кинокритики, ни депутаты Госдумы. Они почему-то зациклились на ее интрижке с наследником престола. Эта интрижка без беспредела в театре и огромных хищений в военном ведомстве оставила бы такой же след в истории, как интрижка бригадного генерала Наполеоне ди Буонапарте (таковым было подлинное имя будущего императора) с марсельской лавочницей Дезире Клари. В обоих случаях правители вошли в историю лишь после завершения этих романов.

Но вернемся к фильму "Матильда". И о самом фильме, и о претензиях к нему госпожи Поклонской все забудут уже через несколько лет — так же, как и об аналогичных картинах: "Адмирале", "Солнечном ударе" и прочих.

Рано или поздно начнется расследование передела собственности в Крыму в 2014–2016 годах, и Наталья Владимировна предстанет совсем в другом амплуа.

Печально то, что успешные наезды Поклонской на "Матильду" фактически означают введение цензуры в России. Алексей Учитель — известнейший российский режиссер, фильм уже снят, поэтому "Матильда" все равно выйдет на экраны, но, вероятно, с небольшими купюрами.

При социализме запретных тем хватало. Запрет на историю — это одна из причин развала СССР. Классический пример: в СССР нельзя было писать ни о взятии Батурина Меншиковым, ни о Конотопской битве. Оба события стали козырными картами украинских националистов. Их полностью переврали: первое превратились в "геноцид украинского народа", а второе — в "величайшее сражение в истории Украинской державы".

Неужели официальным лицам невдомек, что в век Интернета любое вранье, любые недомолвки в истории будут использованы врагами России и выйдут нам боком?

Читайте также:

Российский фильм "Матильда": еще не вышел на экраны, но уже оскандален

Поклонская: "Матильда" Учителя провоцирует людей на экстремизм

Поклонская получила нелестное заключение экспертов по фильму "Матильда"

Сравним "Матильду и "Черный квадрат"?

Песков о "Матильде": "Оценивать фильм, который еще не готов, странно"

Автор Александр Широкорад
Александр Широкорад — физик, писатель, внештатный корреспондент Правды.Ру *
Куратор Дарья Митина
Дарья Митина — историк, государственный деятель, внештатный корреспондент и ведущая эфиров Правды.Ру *
Обсудить