Сергей ХМЕЛИДЗЕ — об истории Почетного караула

Мы мало знаем и помним о людях, создавших этот мемориал, о первых солдатах, которые удостоились чести заступить в караул у Вечного огня на Могиле Неизвестного солдата в Александровском саду. Вечный огонь горит уже 50 лет. И кажется, что так было всегда. Но есть история: история его зажжения, история первых солдат, заступивших в Почетный караул. История весьма драматичная, в которой есть свои слезы и свои трагедии.

В специальном выпуске программы "Точка зрения" видеоканала "Правды.Ру" — живая легенда, полковник 154-го отдельного комендантского Преображенского полка Сергей Сергеевич Хмелидзе. Офицер, которому в те далекие времена командование поручило подобрать и подготовить по специальной программе солдат, достойных заступить в Почетный караул.

В декабре 1966 года столица готовилась торжественно отметить 25-летие обороны Москвы. Сергей Сергеевич, почему именно в этот период родилась идея создания такого уникального мемориала как Вечный огонь?

— Эта идея появилась несколько раньше, в связи с тем, что исторически пятого декабря 1941 года русский солдат встал с колен, пошел вперед и погнал фашистов от столицы нашей родины. Это действительно знаменательное событие. Если мы возьмем с вами историческую литературу, сравним соотношение сил советских и немецко-фашистских войск, то увидим, что немцы тогда имели большее преимущество, господство в воздухе.

Но талант наших полководцев, мужество солдат, готовность встать на защиту своей Отчизны, помогли прорвать фронт немецко-фашистских войск и отогнать их практически на сто километров от Москвы. К началу этого контрнаступления и было приурочено захоронение останков Неизвестного солдата.

— Особенно торжественно годовщину Победы над фашистами мы стали отмечать только с 1965 года, когда Москве было присвоено звание города-героя, а девятое мая официально стало нерабочим днем. Сергей Сергеевич, почему первый секретарь Московского горкома партии Николай Григорьевич Егорычев настаивал именно на этом месте в Александровском саду?

— Думаю, это произошло потому, что центром нашей родины является Москва, а сердцем Москвы — Кремль. Именно его в первую очередь и защищали наши солдаты под Москвой. Место для Вечного огня было выбрано очень правильное, тем более что потом там были поставлены стелы городов-героев.

— Как же все-таки организовался этот процесс?

— В то время я был лейтенантом и командиром взвода роты отдельного Почетного караула. Когда стало известно, что нам предстоит такое мероприятие, мы и внешне, и внутренне изменились. Ведь в нашем строю были дети погибших воинов и фронтовиков, которые вернулись домой. Мы готовились поклониться своим отцам, отдать им воинские почести. Тогда я получил задачу подготовить Почетный караул, отобрав солдат, достойных стоять у Могилы Неизвестного солдата.

Я преклоняюсь перед мужеством наших воинов, просто восхищаюсь, что в такие морозы, когда танки замерзали, они шли в атаку, бились за нашу родину. Маршал Советского Союза Рокоссовский, чья армия обороняла Москву, правильно сказал, что Москву солдат закрыл грудью.

— Расскажите, как это было? Как подбирались люди? Это были такие же высокие красавцы, как и сейчас?

— Они были немного взрослее и поэтому красивее. Практически все ребята, особенно, те, кто стоял в карауле у Могилы Неизвестного солдата в первый день, имели уже определенной стаж работы.

В первой смене был шахтер Анатолий Игнатов. Он работал на шахте забойщиком, был женат, имел ребенка, потом его призвали. Рядом с ним находился Александр Горбунов — сапожник по профессии. Закаленные, крепкие ребята. Разве можно сравнить с ними нынешнюю молодежь, которая сразу после школы или института идет в армию? Только таким людям, как Игнатов и Горбунов, и можно было доверить первую и самую трудную, но почетную смену.

Ребята стояли на открытой местности, обдуваемые ветром. В тот день была приятная и солнечная погода, но вечером сильно похолодало; чтобы солдаты не замерзли ночью, мы им привезли утепленную спецодежду — бекеши, бурки. Но никто не захотел ее надевать. Они говорили, что будут нести смену, отдавать честь в своей штатной форме, как положено. Представляете, какое эмоциональное воздействие они тогда ощущали?

— Сегодняшний настрой нельзя сравнивать с тем, что был тогда?

— Я бы не стал так утверждать. Все рождается в семье. Если от ветеранов школьники буду слышать одно, а дома совершенно другое, то никакого военно-патриотического воспитания не будет, несмотря на директивы сверху. Мы все должны для себя четко уяснить, чего мы хотим. Мы хотим защищать свою Россию? Хотим растить достойных защитников? Если это так, значит, мы сами должны быть привлечены к подобной воспитательной работе. Надо рассказывать детям об истории, проводить больше мероприятий, подобных Бессмертному полку.

Детям надо сызмальства объяснять, что значит Победа в Великой Отечественной войне, что хорошая сегодняшняя жизнь нам досталась не просто так, а ценой огромного числа человеческих жертв.

Автор Алена Миргородская
Алена Миргородская — журналист, бывший шеф-редактор видеостудии Правды.Ру *
Редактор Юрий Кондратьев
*
Последние материалы