Шамиль СУЛТАНОВ: Россия должна учитывать двойственность арабской политики

В арабских странах усиливаются пророссийские настроения. Согласно данным опроса компании ASDA A Burson-Marsteller, союзником РФ считают 21% молодых арабов, тогда как в прошлом году таковых было 9%. Лидеры этих стран начинают активно сотрудничать с Россией, что очень не нравится Западу. Об этом пишет испанское издание Publico. es. Европа, как и США, опасаются, что Россия увеличит свое влияние в регионе.

Ведь наряду с тем, как растет доверие к РФ, оно падает по отношению к Штатам. Если в прошлом году США в качестве главного иностранного союзника видели 25% опрошенных, то в этом — всего 17%. Одной из причин этого стало избрание Дональда Трампа, которого в арабских государствах считают фигурой, вызывающей опасения. И неслучайно. Он уже успел не один раз ударить по Сирии.

Автор рассказывает о том, как арабские страны переориентируются на Россию. В пример он приводит Сирию. Государства тесно взаимодействуют по борьбе с терроризмом. Россия находится в Сирии по приглашению властей и уже доказала свою эффективность. Так, издание напоминает, что участие российских военных в сирийском конфликте позволило сирийским вооруженным силам в марте 2016 года вернуть под свой контроль город Пальмиру, а в декабре 2017 года освободить от террористов Алеппо. Также России является одним из гарантов переговорного процесса в Астане.

Что касается Ливии, то здесь Запад не на шутку напугало не только военное, но и экономическое сотрудничество этой страны с Россией. Ливийский генерал Хафтар, который контролирует восточную часть Ливии, даже получил прозвище "хитрая лиса Путина" после того, как заявил о желании расширить влияние в сфере политики и обороны с Москвой. Кроме того, российская компания "Роснефть" подписала соглашение о разработке нефтяных месторождений с ливийской национальной энергетической компанией Noc.

Египет тоже ориентируется на Россию. Ранее глава МИДа Египта Набиль Фахми (Nabil Fahmy), встречаясь с российскими коллегами, выразил заинтересованность в восстановлении многостороннего сотрудничества, включая военное, как это было во времена СССР. А уже осенью прошлого года страны провели первые совместные учения.

Тем временем западные СМИ давно сообщают, что Россия продолжает уверенно шагать по Ближнему Востоку. К примеру, после того, как РФ приняла бразды правления в Сирии, эта страна стала "типичным символом восстановления равновесия в арабском регионе и ярким свидетельством расшатывания американского влияния на Ближнем Востоке". Страны Персидского залива также намерены сотрудничать с "русским медведем". Речь идет о сделках на поставку вооружений на пять миллиардов долларов.

"Правда.Ру" обратилась за комментарием к Шамилю Султанову, руководителю аналитического центра "Россия — Исламский мир".

— Как прокомментируете итоги опросов?

— Конечно, большая часть арабской молодежи против США, это сто процентов. Так было и сегодня, и вчера, и позавчера, и пять лет, и десять лет тому назад. Особенно эти настроения усилились после 2003 года, когда американцы вторглись в Ирак, и после всех этих событий, которые там происходили. Поэтому, во-первых, это некая реальность. Отсюда второе — большинство молодежи в арабских странах настроено пророссийски. Тут есть один нюанс, они настроены пророссийски в том смысле, что они еще по-старинке видят в России некий символ Советского Союза как противовес Соединенным Штатам. И в этом смысле Россия как противовес Америке — да, это приветствуется.

Дело в том, что влияние молодежи в арабском мире на реальную политику минимально, оно не имеет значения. Хотя общественное мнение в арабском мире в целом на стороне России, однако большинство арабских режимов все же смотрит на "Вашингтонский обком партии". И это, к сожалению, реальность. Поэтому с ними нужно быть очень осторожным. Вот с Ас-Сиси, президентом Египта, был период в отношениях, когда он заигрывал с Россией, особенно когда к нему в Вашингтоне относились с презрением, потому что "антидемократ, убил тысячи людей". А потом, когда ему "подмигнули" из Вашингтона, он тут же забыл о своих обещаниях. А России он обещал много: что она будет строить атомную электростанцию, обещал возможности для военно-морской базы в Александрии и увеличение товарооборота. Сейчас он почувствовал, что американцы в нем заинтересованы, и тут же потерял интерес к России. Эта двойственность арабской политики; ее надо всегда учитывать. Я думаю, что наш МИД об этом знает.

— Тем не менее сейчас происходит немало контактов на высоким уровне между Россией и странами арабского мира.

— Политика в арабском мире на 99% строится кланами, режимами, которые не обращают внимание на общественное мнение, это чисто авторитарный деспотический режим, он исходит из своих клановых интересов. Тот же Мубарак, которого свергли; почему его свергли? Не потому, что американцы хотят, а из-за того, что он хотел своего сына оставить наследником в Египте. Генералитету это не понравилось, поэтому они допустили возможность этих народных волнений. И когда Мубарак и все его ближайшее окружение было дискредитировано, генералитет пришел к власти открыто и спокойно.

Ас-Сиси — это ставленник египетского генералитета. Египетский генералитет последние сорок лет тесно связан с американцами, это военно-разведывательные службы и так далее. Поэтому то, что они пытались заигрывать с Москвой, когда Ас-Сиси приезжал в Сочи и в Москву, во многом было связано с тем, чтобы разыграть российскую карту с американцами и сказать: вот, смотрите, если вы по-прежнему к нам будете плохо относиться, не дадите нам денег, мы с Москвой сможем наладить отношения. Вот это игра, она всегда была такой.

— Тем не менее имеются ли объективные предпосылки конвертировать позитивный настрой граждан арабских стран в отношении России в развитие политического и экономического взаимодействия?

— С кем у нас реально развиваются отношения? С Ираком, если иметь в виду арабские страны. Потому что на Ирак сильное влияние иранцев, здесь Тегеран занимает прочные позиции. Развиваются отношения с Сирией по соответствующим моментам. У нас развиваются отношения с Арабскими Эмиратами, это удивительно, если не знать, что эмиратцы разыгрывают российскую карту против саудовцев, против иранцев и вообще против американцев. Но самые больше вклады в российскую экономику — со стороны Объединенных Арабских Эмиратов.

Во-вторых, я хочу сказать, что весь арабский мир так же, как исламский мир, находится на стадии больших переходов, кардинальных трансформаций. Об этом Путин еще говорил в 2011 году, знаменитая была его избирательная статья. И здесь очень многое будет меняться в ближайшие пять-семь лет, и расклад может измениться, появится реальная потребность в России как в геополитическом союзнике. Но самое главное для арабского мира — чтобы Россия была не просто ядерной державой, не просто большой политической величиной, но чтобы Россия была еще большой экономической величиной.

В большинстве арабских стран очень много денег, они могут купить любые качественные товары. Я сталкивался с ними, они говорили, что с удовольствием хотели бы развивать отношения с Россией. Даже те, которые к нам не очень хорошо относятся, говорят: мы бы с удовольствием сотрудничали, если бы у вас был спектр товаров, которые нам нужны, но у вас этого нет. Им нужны технологии, высокотехнологичная продукция. Почему наша техника на ура идет во многих арабских странах, военная техника — потому что она совершенна, качественна и в ценовом отношении на 20-30% очень часто дешевле, чем западные аналоги. Это — да, это бизнес, это важно и нужно.

Читайте последние новости Pravda.Ru на сегодня

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить