"Россияне верят глазам, а не словам"

Алина ТИМОШКИНА — о том, почему в жизни россиян нет места приватности

Ученые решили исследовать личное пространство жителей разных уголков земли. Были опрошены девять тысяч человек со всего мира. Результаты работы опубликовали в Journal of Cross-Cultural Psychology. Россияне в рейтинге оказались в графе "Оккупанты", что говорит либо о крайней нужде, либо о крайней стесненности.

Сначала исследователи нашли связь между климатом и масштабом личного пространства. Действительно, оказалось, что теплый климат людей сближает. Подтверждение тому — Аргентина. Однако, получив результаты по России, ученые удивились. Личное пространство между людьми в нашей стране оказалось таким же маленьким, как и в жаркой Аргентине.

О том, почему так произошло, в своей статье рассуждает обозреватель британской The Guardian Вив Гроскоп, перевод материала опубликован на "ИноСМИ". Журналист приводит удивительный для него факт: в русском языке нет слова, обозначающего личную пространственную категорию. Существует "частная жизнь", "личные дела", но вот "личного пространства" именно в физическом смысле нет.

Автор статьи объясняет это так: "Большинство людей, родившихся в России в период с 1900 по 1980 год, в какой-то период своего существования жили в коммунальной квартире. А это место, где не существует никакого личного пространства".

Кстати, у британцев, которые с коммуналками незнакомы, все гораздо строже. По данным исследования, даже с близкими друзьями они держатся на расстоянии минимум 50 сантиметров.

"Правда.Ру" попросила объяснить этот феномен Алину Тимошкину — директора Центра психотерапии и психоанализа, психоаналитика, кандидата психологических наук, преподавателя Московского института психологии.

— Как оцените результаты исследования?

— На поведенческие нормы и культурные ценности каждой нации влияют несколько факторов. Первый фактор — это климат, второй фактор — это история народа, география народа, и третий фактор — это ценности лидеров. Если в нашей стране климат четырехфазный, у нас есть четыре сезона — это говорит о большой вариативности мышления в культурном коде. Наша нация, наша культура очень адаптивна, очень гибка за счет того, что есть четыре сезона.

Биография у нашего народа крайне драматична, и это тоже говорит о том, что в системе наших ценностей больше про выживание, больше про пиковые, экзистенциальные ценности, чем про качество жизни.

И если говорить про наших лидеров, то они архаично-отцовские фигуры. Что Брежнев со всеми целовался, что Хрущев ботинком бил по трибуне, что Сталин был отец всего народа — то есть это тоже больше про архаично-личностные характеристики.

И опираясь на эти три фактора можно сказать, что российская культура очень вариативна, очень личностно заряжена. Действительно, нам проще доверять своим ощущениям на ощупь, глаза в глаза, на запах, таким конкретным моментам, нежели словам. Наверное, расстояние при общении, жизнь в очередях и коммуналках — это о том же. Мы доверяем больше конкретике, тому, что мы можем пощупать или попробовать на зуб, чем словам. Это определяющее начало для русских.

— Поэтому у нас особое отношение к личному пространству? Мы можем обходиться малыми средствами в этом отношении?

— В общем, да, так было много веков. Но не знаю, всегда ли так будет, все-таки сейчас многое меняется. Российская приватность — это про доверие, а не про удовольствие. Смыслы тут социальные, а не личностные.

 Читайте последние новости "Правда.Ру" на сегодня