Китай активно включился в американское шоу на Корейском полуострове

На днях КНДР выразила протест Китаю, обвинив Пекин в соглашательстве с попытками США усилить давление на Пхеньян для прекращения северокорейских ядерных и ракетных программ. Кое-кто усмотрел в этом признаки бунта северокорейских товарищей против товарищей китайских. Если это действительно так, то ситуация вокруг корейской ракетно-ядерной проблемы становится еще более запутанной.

Однако на самом деле представляется, что первая за многие десятилетия критика в адрес Пекина из уст руководства КНДР — не более чем умно разыгранная китайцами сценка.

Судите сами. Сам по себе протест Пхеньяна против действий Пекина — это примерно то же, что протест Берлина против политики Вашингтона. То есть это возможно исключительно в виде инсценировки, постановочного трюка, цель которого — показать со сцены самостоятельность младшего партнера. Можно ли представить себе, чтобы Германия серьезно выразила протест действиями США, например, в украинском кризисе? Однозначно нет. Так и в случае с протестом КНДР.

Полагаю, не будет слишком большим преувеличением назвать Северную Корею чем-то вроде большой самоуправляющейся провинции Китая: все жизнеобеспечение КНДР полностью завязано на большого северного соседа. Поэтому и ядерное оружие Пхеньяна правильно было бы считать китайским: пекинские стратеги сумели обзавестись двумя ядерными арсеналами. Собственное ЯО обеспечивает им место в числе 5 мировых держав — членов Совбеза ООН, но в то же время оно подотчетно МАГАТЭ и обладание им накладывает строгие ограничения и обязательства, которые необходимо соблюдать. Одним словом, собственное ядерное оружие — не для игр.

Другое дело — северокорейское ЯО. Юридически это оружие к Китаю не имеет никакого отношения. Но фактически оно не могло появиться, как минимум, без молчаливого согласия Пекина. На деле сложно представить себе, чтобы китайцы позволили бы возникновение у себя под боком (в самом прямом смысле слова) неподконтрольной им ракетно-ядерной державы.

Этот "чужой" арсенал нужен Китаю как раз для игр — вроде той, которую они ведут сейчас с США.

Пекин уже добился того, что в данном вопросе (о северокорейской ядерной программе) он получил статус приоритетного партнера по диалогу с США. Это произошло только что.

Для Америки КНДР и ее ядерное оружие — отличный повод закрепить свое присутствие в северо-западной части Тихого океана, разместить там систему ПРО, усилить Японию, ввести авианосные силы ВМФ. То есть это стратегическая игра.

И Китай с удовольствием выступает партнером в ней. Он тоже уже нарастил свои силы (вспомним о размещении ракет вблизи от российских границ), активно строит авианосный флот, создает атомные ледоколы, подводные лодки. И наверняка использует ситуацию вокруг Кореи для торга с США по другим направлениям: спорные острова в Южно-Китайском море, согласование торговых и финансовых проблем.

Что же касается конкретного случая с северокорейским протестом, то тут просматривается готовность и умение китайцев не просто вести игру с американцами, но и подыгрывать им, то есть вести ее в американском стиле.

Нынешний стиль внешней политики США — это шоу, интрига, динамизм. И протест Пхеньяна — чем не интрига? Пусть в Вашингтоне увидят, что северокорейский лидер Ким Чен Ын — действительно "хитрый кекс"; он способен даже на то, чтобы грозить пальчиком своим благодетелям. Поэтому роль, которую призван играть Пекин — укрощение строптивого Кима - будет непростой. Имейте в виду, господа!

Так что сериал под названием "Борьба за (де)нуклеаризацию Кореи" обзавелся новым сюжетом. Прильните к экранам!

Читайте последние новости "Правда.Ру" на сегодня

Автор Дмитрий Нерсесов
Дмитрий Нерсесов — журналист, востоковед, бывший обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить