Александр ПЕРЕНДЖИЕВ: создание зон безопасности — начало раздела Сирии

4 мая участники переговоров по сирийскому урегулированию в Астане подписали меморандум о четырех зонах безопасности в Сирии. Подписи под документом поставили представители стран-гарантов — России, Ирана и Турции.

Анкара рассчитывает на подписание по итогам переговоров по сирийскому урегулированию в Астане документа о создании четырех зон безопасности в САР, накануне заявил министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу.

Ранее в СМИ появилась информация, что Россия предлагает создать в Сирии четыре зоны снижения напряженности: в провинции Идлиб, к северу от города Хомс, в Восточной Гуте и на юге страны.

Документ о зонах безопасности в Сирии вступит в силу через сутки после подписания, а определение их границ займет около двух недель. Россия для обеспечения безопасности в этих зонах может задействовать свою военную полицию.

Создание зон безопасности в Сирии укрепит режим прекращения огня, заявил президент РФ Владимир Путин по итогам встречи с президентом Турции Тайипом Эрдоганом.

"…Нужно обеспечить прекращение огня. Россия, Турция, Иран как страны, которые внесли наибольший вклад в эту формулу и в эту практику прекращения боевых действий, все время думали на тему о том, как закрепить этот режим прекращения огня", — заявил Путин.

Один из способов — это создание зон безопасности, или зон деэскалации, подчеркнул он.

По данному вопросу также высказался пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. По его словам, идея зон деэскалации в Сирии только обсуждается, но мало кто хочет, чтобы решение вопроса затягивалось надолго. В случае их имплементации можно будет сохранить территориальную целостность Сирии.

Он добавил, что зоны деэскалации будут бесполетными, если с этой территории не будет вестись огонь.

"Правда.Ру" обратилась за комментарием к доценту кафедры политологии и социологии Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова, кандидату политических наук, военному политологу Александр Перенджиеву.

— Как вы оцениваете целесообразность создания таких зон?

— Мое мнение сводится к тому, что все пока под тем или иным видом идет к разделению Сирии. Определяют зоны влияния, чтобы не было боевых действий. А по сути эти действия напоминают происходящее 72 года назад, когда делили Германию. Там были зоны оккупации: американская, французская, английская, советская. Такое ощущение, что сейчас происходит что-то похожее. Здесь тоже именно четыре зоны. Не дай бог, еще скажут, что нужно и Дамаск разделить: опять получим западный и восточный Дамаск? Конечно, не хотелось бы.

Понятное дело, что пути к миру все хороши. "Пусть будет худой мир, чем хорошая война" — наверное, это правильно. Но, с другой стороны, этот "худой мир" не превратится ли снова в "хорошую войну", только вялотекущую? Вроде все поделятся, а потом выяснится, что кто-то что-то недополучил, кто-то посчитал себя обделенным — и опять пошла бойня.

Для непосвященного человека получаются сплошные странности: то СМИ говорили, что там террористы, все как бы воюют с ними, а теперь выясняется, что эти террористы — совсем не все террористы. Есть остальные некие люди, обладающие определенным влиянием, имеющие в своем подчинении вооруженные отряды, которые спонсируются определенными политическими субъектами на Западе. Вот такая ситуация, с которой мы сейчас имеем дело.

Воевать со всей вооруженной оппозицией крайне тяжело: сил нет. И получается, что "зоны безопасности" — на самом деле вотчины, на которые будет делиться Сирия. Наверное, речь идет о разделе Сирии, а никак не о единой Сирии. Она будет единой только формально. А внутри нее будут разные государства. И я даже не удивлюсь, что между этими зонами могут установиться со временем таможенные посты.

— А что такое деление Сирии?

— Это деление и территорий, где есть та же нефть. Фактически? во всей этой дележке Сирии именно об этом речь и идет: кому достанутся самые "лакомые кусочки", кто и чем удовлетворится, кто умиротворится… Суть сводится в конечном счете к разделу ресурсов.

— Турция очень заинтересована в создании этих зон, об этом лично заявляет министр иностранных дел Давутоглу. У Турции какой-то особенный интерес в Сирии, играют свою игру?

— Этим все и подтверждается. Значит, Турция думает, что будет кормиться от одной зоны, а может быть, сразу от нескольких. Может, Турция будет полностью контролировать, будет иметь своих агентов, будет просто перенаправлять какие-то потоки. Безусловно, такой вариант рассматривается. На Востоке все думают, что они хитрые. Все считают, что умнее, и хотят друг друга перехитрить.

Не последний вопрос — катарский трубопровод. Я так понимаю, что снова о нем идет речь: где его пустят, чтобы попасть в Турцию, для вывода его в европейскую часть, кто будет контролировать его на территории Сирии? Кто? Либо американцы, либо турки. Собственно говоря, у них это противодействие давно есть.

Возможно, Турция рассчитывает, что одна из зон будет под ее влиянием, где как раз пройдет Катарский трубопровод. Турция хочет "Турецкий поток" поиметь и катарский — а краник иметь на выходе в Европу. И будет султан не просто султан, а газовый султан. Все трубопроводы будут проходить через него, а он будет диктовать условия Евросоюзу, России и так далее. Одним словом, Турция хочет быть центром мира.

 Читайте последние новости "Правда.Ру" на сегодня

 

Обсудить