Гарегин ТОСУНЯН – о том, ждет ли российский рубль обвал

Уполномоченный при президенте по защите прав предпринимателей Борис Титов заявил, что на российском валютном рынке образовался "пузырь". По его словам, есть проблема: возможное резкое падение курса рубля, "потому что задрали его наверх".

"Создали за счет carry trade, спроса со стороны спекулянтов, высокий курс, практически "пузырь" курса, и он может лопнуть и привести к резкому падению курса, что опять дисбалансирует всю ситуацию в экономике", — подчеркнул Титов.

Он также уверен, что финансовая система России держится на carry trade (стратегия извлечения прибыли за счет разницы в процентных ставках в разных странах).

Ведь когда знаешь, что курс рубля не будет падать, а ключевая ставка ЦБ не будет снижаться, то вполне можно брать кредиты в евро, размещаться в российских ценных бумагах с высокой доходностью, считает бизнес-омбудсмен.

"Правда.Ру" обратилась за комментарием к президенту ассоциации российских банков (АРБ), члену-корреспонденту РАН Гарегину Тосуняну.

— Рубль продолжает укрепляться. Но есть эксперты, которые утверждают, что рубль переоценен, и на российском валютном рынке образовался "пузырь". Титов заявил, что если финансовый "пузырь" лопнет, курс рубля упадет. Согласны ли вы с таким заявлением? На каких факторах оно основывается? С чем, по вашему мнению, это связано?

— Несмотря на то что Борис Титов мой давний, хороший друг и очень толковый, умный человек, я всегда очень негативно отношусь к отрицательным прогнозам относительно национальной валюты. Тем более когда речь идет о том, что это "пузырь", который лопнет. Я так не считаю. Не могу с этим согласиться. Какие под этим есть основания? У меня спрашивать не надо, это надо спросить у Бориса Юрьевича. Он, видимо, лучше знает. Но я считаю, что свободно плавающий курс, который уже несколько лет обеспечивал Центральный банк, является нашим достижением. Хотя понятно, что к плавающему курсу мы перешли в сложный период. За это нас много критиковали, в том числе Центральный банк вместе с другими финансовыми учреждениями. Но сейчас уже никто не станет оспаривать: все-таки курс у нас плавающий.

Хотя, к сожалению, мы во многом зависим и от нефти, и ряда других факторов. Но преимущественно все-таки курс зависит от всех этих составляющих. Я не вижу оснований считать его переоцененным. Такого рода ожидания инициировать не стал бы — даже если у кого-то из коллег были основания. Не надо ни в коем случае пугать людей, вызывать ажиотаж, говорить о негативной перспективе, предсказывать негативный сценарий. Это может в какой-то степени негативно повлиять на рубль. Я считаю, что национальная валюта — это очень важный показатель, к ней надо очень аккуратно относиться.

— Нынешний курс рубля действительно адекватен его цене?

— Биржа определяет нынешний курс. А то, что он адекватен, — безусловно. Более того, если курс рубля будет еще выше, то это тоже будет адекватно. Если он будет ниже всего плавающего — аналогично. Но то, что есть на рынке, это и есть спрос и предложение. Никто искусственно у нас не сдерживает ни спрос, ни предложение по валюте. По крайней мере, я так надеюсь и полагаю. Если я имел бы ввиду что-то другое, сказал бы, что конкретно этот монополист или этот орган взял и удержал курс. Как раз сегодня в этом кого-то обвинить было бы не совсем справедливо.

— Значит, будем хранить деньги в рублях?

— В рублях и надо хранить деньги. Если мы с вами не научимся хранить деньги в национальной валюте, то мы никогда не получим устойчивый рубль. Тем более что по рублю — самые приличные проценты. По всем остальным валютам — сегодня вы вообще проценты не получите.

Обсудить