Запуск и посадка б/у Falcon-9: революция Маска или "шоу для лохов"?

Прорыв или шоу? Space X запустила и посадила использованный Falcon 9

Эксперты диаметрально противоположно оценивают запуск SpaceX Илона Маска ракеты-носителя Falcon 9 с ранее использовавшейся первой ступенью. Напомним, что после запуска ракета вывела на орбиту легкий спутник, после чего ее первая ступень — где располагаются двигатели и большая часть топлива — успешно приземлилась на плавучую платформу.

"Это огромная революция в космических полетах, когда можно повторно использовать первую ступень ускорителя, самую дорогую часть ракеты-носителя", — уже заявил Илон Маск. Он также добавил, что "повторные запуски позволят компании существенно сэкономить: до 30% от стоимости каждого старта".

"Маск уделал все государственные космические корпорации: гениальный частник, который смог первым в мире управляемо посадить ракету, которая уже взлетала", — примерно такие мнения можно услышать и прочитать в западных СМИ и соцсетях. Роскосмос может хоронить свои "лапти", Китай может курить свой бамбук, а США вновь показала, кто самая великая держава в мире, где простой парень смог такое придумать и осуществить", — радуются российские оппозиционные активисты.

"На самом деле, понимаю радость — частный "изобретатель" создал ракету, которая не только взлетела, но и вернулась, а потом взлетела снова — и снова вернулась! Вот только есть нюансы. Во-первых, это не частный гений, бизнесмен-изобретатель, а человек, который получил помощь и разработки-документы NASA с госфинансированием в режиме "дадим сколько надо", — заявил Pravda. ru источник в ракетно-космической отрасли. Он также напомнил, что большинство проектов Маска "в убытках, но он придумывает и собирает деньги под новые".

Во-вторых, его ракета не может нести столько груза, сколько "тупые" российские ракеты, ракеты Китая и обыкновенные "Сатурны" NASA. Увы, но факт. Вначале говорили "смогут вывести на орбиту любой груз", а в реальности Маск выводит вес в 5-10 раз меньший, чем у "Протонов", — добавил специалист.

"В-третьих, технология "взлетели-сели-взлетели" уже отрабатывал СССР и США во время "лунной гонки" — кто-то с астронавтами, кто-то луноходами, она не новшество новое", — предупредил он.

"Китай тоже занимается возвращением ракет — когда Маск только на работу устраивался и решил "сажаем на парашюте", Россия — тоже этим же занимается. Но это, согласен, выглядит не так эффектно для "смотрите, села, дайте еще денег или купите акций". А так за любое покорение космоса — хоть Маском, хоть соседом по этажу — можно порадоваться", — заключил эксперт.

Напомним, что Politonline. ru уже отмечал: еще в 2016 году "выяснилось, стоимость использования "бэушных" ступеней превышает все возможные нормативы по ценам на запуск "Протонов", "Союзов" и даже американских носителей "Сатурн". И действительно, в конце прошлого года эксперты самой компании "SpaceX" заявили, что "обещанная выгода при запуске "возвращаемой" ракеты Falcon-9 была переоценена: оказывается, на этом можно сэкономить не половину или треть, а едва 10% стоимости".

Есть и другие проблемы.

Тот же самый "Протон" весит около 700 тонн и за один полет выводит на орбиту 23 тонны полезной нагрузки, что в 12 раз больше "тягучести" Falcon-9. Таким образом, чтобы SpaceX получила хотя бы сравнимую с "Протоном" экономическую выгоду, Маску надо запустить свой Falcon-9 около 15 раз, причем каждый запуск должен быть успешным.

Если же речь идет о доставке в космос груза весом всего в пару тонн, то у России есть проект "Рокот", который весит около 100 тонн; это в пять раз меньше, чем Falcon-9 и поэтому его запуск снова обходится в разы дешевле.

"А еще не забываем про техническое обслуживание после каждой посадки, про новую заправку огромным количеством топлива, чтобы снова взлететь и сесть, и про другие весьма дорогостоящие процедуры", - напоминает пресса.

"Ок, это круто, это выглядит звездато и вообще прорывно — но это про красивое шоу, а не про выгоду и бизнес. Посадка уже летавшей ступени — эмоциональная, волнительная, классная презентация, но не "мы открыли новую эпоху", - уже пишут эксперты в "Телеграм", отмечая отсутствие связи между запуском и экономии затрат.

"Ну, а если быть совсем конспирологом, то никто не может подтвердить, что это та же ступень. Конечно, обывателям и инвесторам хочется верить в гений Маска, которому они доверили свои деньги и мечты о "светлом будущем". Увы, но SpaceX полностью закрыта, нет ни какой-либо отчетности, ни допуска журналистов",- обсуждают там же."Что же касается самого факта полета — да, в любом случае, удачный запуск это круто. Искренне поздравляем", - добавляют эксперты.

Напоследок отметим, что совсем недавно в мировых и российских СМИ было опубликовано выступление работника завода Tesla — рассказавшего о "современном рабстве", цензуре и абсолютной закрытости компаний Маска. Ранее на его "прорывные" технологии и проекты уже жаловались эксперты, а пронырливые американские блогеры и вовсе разоблачили опасные дефекты тех же автомобилей Tesla, которые руководство компании скрывает, оплачивая молчание пострадавших.

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить