КЛИМЕНКО и ГРЕБЕННИКОВ – о том, зачем в США хотят отменить закон о защите данных в Сети

Палата представителей конгресса США проголосовала за отмену закона, обязывающего интернет-провайдеров получать разрешение на использование личных данных пользователей.

Во времена своего президентства закон ввел Барак Обама. Он должен был вступить в силу к концу 2017-го. Речь идет, в частности, о сведениях местоположения клиента и истории его посещений интернет-сайтов.

Что теперь? Интернет-провайдеры уже не будут спрашивать разрешения пользователей, а будут делиться их персональными данными с маркетинговыми фирмами и другими участниками рынка? Главный плюс, по мнению сторонников данного решения, — повышение конкуренции на рынке.

По прогнозам экспертов, Дональд Трамп даст добро конгрессу США.

"Правда.Ру" обратилась за комментарием к директору РОЦИТа Сергею ГРЕБЕННИКОВУ.

— В США отменили закон о защите данных в Интернете. У нас действует закон, чтобы данные наших пользователей размещались на серверах в России. Американские IT-гиганты ссылаются на то, что работают по американскому законодательству. На России это решение конгресса США может как-то сказаться?

— Я бы раньше времени все-таки не комментировал данную информацию. Не стоит играть в борьбу с ветряными мельницами. Нужно до конца разобраться в том, что конкретно отменили, для чего это будут применять в конечном итоге. Все-таки конгрессмены неглупые люди. Отменяя что-то, они задумываются о безопасности пользователей, так как это сегодня в приоритете во всем мире. Неважно, какая это страна — США, Россия, Иран, Ирак. Подчеркну, в приоритете всегда остается защита персональных данных пользователей. Могут потенциально пострадать российские пользователи? Нет, если они параллельно не являются резидентами США, где для них распространяется другое законодательство. Говорить о том, что на граждан России будет распространяться данное законодательство, мы не можем.

Советник президента РФ, директор и владелец компании LiveInternet Герман КЛИМЕНКО также прокомментировал "Правде.Ру" американскую инициативу.

— В скором времени интернет-провайдеры уже не будут должны спрашивать разрешения пользователей, чтобы поделиться их персональными данными с маркетинговыми фирмами и другими участниками рынка. Почему было принято такое решение? На России это решение конгресса США может как-то сказаться?

— Закон, принятый при Обаме, еще только должен был вступить в силу до конца этого года — как раз до урегулирования этой истории. До этого момента крупные компании спокойно продавали данные о посещаемости сайтов и о том, где человек находится. А зарубежная интернет-индустрия лоббировала либо ослабление, либо четкий отказ государства от этих историй. Насколько я понимаю, Трамп выбрал конгресс и его решение, при котором эти данные все-таки можно продавать.

— Во что это выльется?

— Это можно выяснить только методом эксперимента. У нас возникают те же вопросы о безопасности. Очень важно понимать, что речь идет не о персональных данных, не о данных, которые мы храним: это фамилии, имена, отчества, место проживания, родственники, дети, медицинская история. Речь идет о нашем поведении! Это примерно как программа лояльности разного свойства — например, когда мы берем что-то по скидочным карточкам: именно по нашим закупкам определяют, когда и что нам покупать дальше.

Они пользуются личными данными, но не персонифицированными. В этом смысле на текущий момент вся индустрия работает таким образом. Рынки продажи данных действительно существуют. Недаром у нас возникает все время вопрос о "бигдейте". Недавно было интервью помощника президента Щеголева: ему тоже задавали вопросы по риторике этих big data, или "больших данных". Идет постоянная дискуссия о том, на сколько личные данные можно приравнять к персональным данным.

Судя по позиции конгресса, мы должны внимательно почитать мотивационную часть. Я предполагаю, что интернет-компаниям удалось убедить конгресс, что использование личных данных не приводит к нарушению персональных. Основное опасение: по поведению человека в Интернете можно будет частично раскрыть его персональные данные. В этом смысле конгресс США ответил: в целом ничего страшного нет в том, что личные данные будут доступны к использованию третьими сторонами.

А хорошо это или плохо, покажет жизнь. Но прямо сейчас мы живем при таких же историях. Всё это никак не улучшает, не ухудшает ситуацию — исходя из того, что мы знаем о рынке. Все, что нам грозит, иногда раздражает, иногда нет, а иногда делает очень удобным. Выходит, что к нам поступают предложения в зависимости от нашего поведения. Если мы с вами посетили сайт туристической компании про Египет, то, наверное, нам будут предлагать поездки. При этом важно, насколько компания соблюдает именно сохранность персональных данных. Но ответ, который дал американский законодатель, — в этом нет ничего плохого. Наша индустрия относится примерно так же. Дискуссия идет постоянно: насколько личные данные можно считать персональными.

 Читайте последние новости "Правда.Ру" на сегодня

Обсудить