Сдвинуть с места Амур и перенести устье Оби — какие забытые проекты нашли в Госархиве СССР

Находка в Госархиве: советские ученые пытались смягчить климат Чукотки

Нереализованные проекты по смягчению климата Арктики  и Дальнего Востока обнаружили исследователи из Санкт-Петербурга в архиве Госплана СССР. Об этом рассказал ТАСС представитель Военно-исторического общества Павел Филин.

"Одна из обнаруженных нами нереализованных предпроектных разработок предполагала перенести устье Оби из Обской в Байдарацкую губу. Амур планировалось вернуть в его старинное (гораздо более южное) русло. Оба проекта должны были, по мысли из инициаторов, смягчить климат: улучшить ледовую обстановку в Карском море и привести к потеплению на Чукотке", - рассказал он.

К примеру, в разработке, датируемой 30-ми годами XX века, ученые, чтобы изменить устье Оби, предлагали построить поперек Обской губы дамбы. Это вызвало бы подъем воды и перенаправило бы сток реки в Байдарацкую губу, расположенную западне Обской.

"Это проект предназначался для улучшения ледовой обстановки в Карском море за счет теплого стока Оби", - пояснил исследователь.

В проекте раннего послевоенного времени предлагалось перенести русло Амура, что вызвало бы, по мысли авторов,  потепление на советском Дальнем Востоке и Чукотке.

"Известно, что река Амур меняла свое течение, даже дважды, оба раза смещая место впадения в Японское морек северу. Проект предполагал возвращение реки в историческое южное русло, - рассказал Филин. - В результате того, что мощная река несла свои воды в достаточно неширокий Татарский пролив, он обмелел, и по нему уже не смог проходить один из рукавов тихоокеанского теплого течения Куросио, как было прежде. Проект предполагал вернуть прежнюю ситуацию, пустить Амур по старинному южному руслу и вызвать потепление на Дальнем Востоке и Чукотке".

Среди обнаруженных в архивах проектов были также чудеса техники - "ледоход-вездеход, шагоходы, проект по получению энергии из холода". "Рисунки некоторых таких гибридов публиковались в научно-технических журналах, мы их фотографируем и изучаем", - сказал Филин.

Амбициозные проекты по освоению Арктики, так и не воплощенные в жизнь в прошлом, но сохранившиеся в архивах, Филин с двумя коллегами решил обобщить и представить в издании "Арктика на грани фантастики", приурочив его в 80-летию первой в мире дрейфующей станции "Северный полюс-1", которую возглавлял Иван Папанин.

"СССР обладал феноменальным опытом управления арктическими территориями. Исследуя историю Главсевморпути, мы убедились, что это была междисциплинарная, как бы сказали сегодня, организация, которой удалось снять все ведомственные барьеры, фактически государство в государстве. Арктика осваивалась комплексно - транспортное, культурное, хозяйственное развитие шли одновременно, но уже в 50-е годы это было утрачено, был сделан упор на развитии транспортной составляющей", - считает исследователь.

Также в книге речь пойдет об истории Главного управления Северного морского пути, которому в этом году исполняется 85 лет. Управление было создано в 1932 году при Совнаркоме СССР, его руководителем стал советский математик, географ, геофизик, астроном Отто Шмидт.

Напомним, экспедиция под руководством Отто Шмидта в 1932 году впервые прошла на ледоколе "Сибиряков" за одну навигацию Северным морским путем из Архангельска до Берингова пролива. После окончания этой героической экспедиции правительству страны был подготовлен доклад, в котором обосновывалась необходимость использования северного морского маршрута для развития промышленности и инфраструктуры севера СССР.

Для руководства все работой в этом направлении а для этого было предложено создать единую организацию, которая занималась бы не только развитием транспортной системы, но и промышленностью, северными промыслами, строительством портовых сооружений, организацией постоянно действующих радио- и гидрометеорологических станций, созданием больниц и школ для местного населения.

Автор Евгения Румянцева
Евгения Румянцева — журналист, спортсменка, марафонец, бывший руководитель службы новостей Правды.Ру *