Все учителя должны быть психологами - и даже… психиатрами?

ЭКСПЕРТЫ: всем педагогам нужны курсы работы со сложными детьми

Опрос показал, чего не хватает российским учителям. О недостающих навыках рассказали сами педагоги. К слову, "полностью укомплектованными" специалистами себя считает лишь треть преподавателей, это выяснили эксперты. Института образования НИУ ВШЭ.

Исследование провели среди двух тысяч учителей в разных регионах. Оказалось, что каждому пятому не хватает профессиональных навыков взаимодействия с учащимися, имеющими проблемы в поведении. 18% признались, что им недостает методов обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья, 15% — навыков в области компьютерных и информационных технологий. 14% педагогов хотели бы научиться работать с одаренными детьми.

"Правда.Ру" обратилась за комментарием к экспертам.

Ирина Бабурина, директор школы №117, заслуженный учитель РФ.

— В чем причина нехватки знаний? Этому учат в педвузах? Или это с опытом приходит?

— Уже совершенно точно, что для работы с детьми с инклюзией нужны обязательно специализированные навыки. Инклюзия же настолько обширна. Это и дети-аутисты, и с нарушениями. Конечно, нужны особые, хотя бы элементарные знания. У них восприятие совершенно другое. Во-первых, надо уметь с ними работать. Во-вторых, они же находятся в общем коллективе, должны тоже пройти нормальную социализацию.

Что касается работы с трудными подростками, это тоже непростой вопрос. Для начала надо определить, почему он стал таким, что приводит к его девиантному поведению. В этом плане в Москве достаточно много делается. Сейчас очень много различного рода вебинаров, семинаров, интереснейших, практикоориентированных, где случаи из жизни разбираются. В общем, без специальных знаний с такой группой детей работать трудно. Для этого, конечно, нужны знания более обширные, чем просто те, которые получают специалисты после окончания вузов.

В работе с инклюзией с опытом мало что может прийти, на мой взгляд, тут надо знать психические особенности работы с детьми. А что касается трудных подростков, детей из семей с проблемами, тут, конечно, много из опыта работы приходит зачастую.

— А что касается одаренных? Тоже надо какие-то специализированные навыки получать учителям, курсы повышения квалификации проходить?

— В принципе, да. В том числе, сейчас проходит очень интересная встреча. Мы посетили аналог Силиконовой долины, который создан в Казани: и детский сад, и школа, и лицей, и университет. И Татарстан в этом плане очень здорово продвинулся вперед в работе с одаренными детьми. Конечно, здесь тоже нужны особые условия в работе с такими детьми, особое оборудование.

Поэтому важны не только глубокое и широкое знание своего предмета, но и умение выявить эту одаренность и дальше ее развивать. Это же не так просто, когда у тебя в классе 30 детей, а есть такие дети, которые очень глубоко интересуются своим предметом. Надо выявить и помочь ему дальше продвинуться в этом плане. Сейчас очень много делается в этом плане в Москве. И, в принципе, это очень здорово, потому что во многих московских школах теперь появились дети, которые являются победителями региональной и даже Всероссийской олимпиады школьников по очень многим предметам. Не просто, как раньше, были элитные школы, лицеи, а в нашей обычной школе количество детей, которые побеждают в олимпиадах наравне с детьми, ориентированными только на это, растет. Но каждый ребенок у нас одаренный, просто надо эту одаренность выявить и помочь ему. А в этом, конечно, должна быть заслуга учителя. Не заслуга, а один из моментов, который должен учитывать учитель в своей работе обязательно.

Отвечает Борис Бим-Бад, действительный член Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор.

— Надо ли учить всех педагогов этим навыкам?

— Этому специально не учили, а специально учить всех, может быть, и нужды нет. Если жизнь педагога-практика адресовала к инвалидам, то нужно проходить курсы повышения квалификации, дополнительного образования. Небольшие, специально направленные курсы. Они пригодятся тем, кто в них действительно нуждается, а не всем. Если мы всех будем учить, это неразумно, мне думается. И будут сжатыми, целенаправленными, эффективными, главное, чтобы практики было побольше, а теории поменьше.

Замечательные, талантливые, блестящие ребята тоже нуждаются в какой-то дополнительной информированности учителя. И здесь важно специально для этих учителей, столкнувшихся с трудностями, когда они взялись за очень талантливых ребятишек, проводить курсы уже не столько педагогические, сколько содержательные. Потому что ведь опережающим познание и развитие детям нужны дополнительные задания. Но тут никакой особо педагогики не нужно. Но повышение квалификации, забегание вперед, вузовские курсы очень даже пригодились бы. Здесь тоже повышение квалификации, но больше содержательное, чем методическое и педагогическое.

И, наконец, трудные подростки. Это, как правило, ребята из малоблагополучных семей, хулиганистые, стремящиеся обратить на себя внимание любой ценой, даже и ценой нарушения дисциплины: лишь бы заметили. Кстати, между прочим, и в семье дети частенько шалят, безобразничают, что-то нарушают, потому что точно знают: иначе не обратишь на себя внимание. Это уже точный железный способ. Вот для работы с такими, неподатливыми, казалось бы, ребятами нужны, конечно, специальные педагогические курсы, в которых основное внимание уделяется способу дать этим детям пережить радость успеха в том или ином деле. И для таких трудных подростков бесконечно важно, чтобы их приняли, признали, чтобы с ними считались. Здесь нужна некая особая среда.

На самом деле, никаких сверхтрудных проблем, ни в первом, ни во втором, ни в третьем из названых вами случаев — нет. В педагогике — и в теории и в практике — накоплено очень много достаточно эффективных способов. Надо только создать сжатые, как я уже говорил, целенаправленные курсы повышения квалификации. В некоторых случаях — переквалификации. Иногда для того, чтобы работать со сложными подростками, нужны дополнительные медицинские знания, знания не только психологии, но, быть может, и психиатрии. И, конечно, великолепные знания группового поведения, его причин, его многообразия видов.

Читайте последние новости Pravda.Ru на сегодня

Обсудить