И вновь продолжается бой… Банки и вкладчики

АСВ любыми путями пытается задерживать выплаты пострадавшим вкладчикам.

Вкладчикам банков, у которых Банк России отозвал лицензии этой осенью, приходится вспоминать методы борьбы за свои деньги, хотя всем казалось, что они защищены специальным законом "О страховании вкладов". Клиенты банков снова объединяются в союзы и комитеты, пишут коллективные и индивидуальные письма, жалуются и требуют. И все это из-за того, что представлявшаяся совершенной и лишенной человеческого фактора система страхования вкладов перестала нормально работать в части передачи данных. Теперь вкладчики, в массе своей пожилые и не очень крепкие здоровьем люди, ходят по ноябрьской слякоти по разным инстанциям, вот уже более месяца в тревоге ожидая решения своей участи.

По данным форумов и социальных сетей, которые стали для вкладчиков ряда банков (Росинтера, Аркс-банка, ВПБ и других) площадками для обсуждения насущных проблем, вкладчики сталкиваются практически о одинаковыми сложностями — полное или частичное списание средств со вкладов. Почему, казалось бы, совершенный механизм возмещения страховых выплат по вкладам дает сбой, никто не может ответить.

Руководство банков с отозванными лицензиями отстранено от управления кредитными организациями после вхождения в них временной администрации под руководством АСВ. Сотрудники в полном подчинении временной администрации и под страхом увольнения без выходного пособия не могут общаться с клиентами без соответствующих разрешений. Временная администрация недоступна в силу "вхождения в курс дела". Такой порочный круг молчания вынуждает вкладчиков искать иные законные пути для защиты своих прав.

Так, по данным групп вкладчиков в сети "В контакте" многие люди, кто обнаружил отсутствие данных о своих вкладах или снижение суммы, начали писать заявления о несогласии в АСВ. По закону такие несогласия должны быть рассмотрены в обязательном порядке и в течение 30 дней на них должен быть дан содержательный ответ. "Пишите заявление о несогласии с суммой вклада в АСВ. По закону, у Агентства есть 30 дней на рассмотрение вашего заявления. По истечении срока вы можете подавать иск в суд, даже если ответ от АСВ вы еще не получили", — советует финансовый консультант Екатерина Баева. Вкладчики некоторых банков создали автономный контакт-центр, позвонив в который можно оставить заявку на коллективное обращение во временную администрацию банка для получения недостающих по вкладу документов.

Обязательное условие — сдача лично в канцелярию АСВ под роспись или отправка заказным письмом с уведомлением о вручении. По истечение 30 дневного срока с даты получения таких заявлений, если ответ не получен, то можно обращаться в суд по 2 фактам — нарушение сроков ответа на официальный запрос и по восстановлению вкладчика в реестре для возмещения. Обращаться в суд стоит также и при отрицательном ответе, если у вкладчика на руках есть все документы об открытие вклада.

Знают о регламентах и в АСВ. Поэтому, видимо не справляясь с валом обращений, они затеяли бюрократическую игру с затягиванием процесса возврата денег пострадавшим вкладчикам. Постоянно происходят какие-то разнонаправленные изменения в реестре. Например, человеку выдается справка, что его включили в реестр, он обращается в банк-агент за выплатой, а там его снова нет. Отказ. Вкладчик снова обращается в АСВ, ему отвечают — ждите, сроки ответа не вышли, много работы. Так и маются несчастные люди между государственным Агентством и банками-агентами в поисках своих денег. Или, например, чего только стоит идея АСВ с написанием заявлений о том, что клиент не снимал денег со своего вклада. А ведь эти заявления будут рассматриваться 25 рабочих дней и это снова проволочки, нервы, слезы людей.

Как стало возможным возникновение такого "системного сбоя" теперь можно только гадать. Почему не удалось за 12 лет существования АСВ отрегулировать процедуру передачи корректных реестров вкладчиков, почему банки с отозванными или приостановленными лицензиями сначала отключают от Автоматизированной банковской системы, а потом требуют передачи реестров вкладчиков, каким именно образом и в какой форме происходит передача данных по вкладчикам в банки-агенты? Видимо руководство Банка России также не нашло для себя ответов на эти вопросы. Выводом о компетенции ряда высокопоставленных чиновников стали кадровые перестановки в "профильном" блоке как в самом ЦБ, так и в АСВ.

И теперь уже новым руководителям блоков придется в пожарном порядке разбираться в ситуации. И не только с вкладчиками, но и с акционерами и руководителями банков, которые оспаривают оценку активов своих организаций на момент отзыва лицензии. Ведь по закону именно активами должны покрываться обязательства в первую очередь перед вкладчиками. Можно предположить, что, стараясь снизить требования вкладчиков перед АСВ, и снижая стоимость активов, АСВ неуклюже пытается "не огорчать" Банк России, которому по разным подсчетам должен за санируемые и банкротящиеся банки уже от 1,2 до 1,8 триллионов рублей. Встает вопрос — недавнее введение 200 и 2000 рублевых купюр не вызвано ли серьезными обязательствами перед гражданами и не спровоцировано ли ранее допущенными ошибками? И что же на самом деле тогда будет с инфляцией и курсами валют? Не слишком ли дорого должны заплатить не только вкладчики, теряющие деньги, но и все жители страны за просчеты отдельных чиновников?

"Мы все знаем, что Центробанку приходится подпечатывать деньги для АСВ. Это просто необходимо, чтобы покрыть реализовавшиеся риски, — заявлял ранее одному из профильных порталов директор по исследованиям и аналитике Промсвязьбанка Николай Кащеев. — Мы считаем, что денежно-кредитная политика ЦБ останется умеренно жесткой в ближайшие год-два".

Но вернемся к вкладчикам. Вот несколько цитат из соцсетей:

"Из 446 тысяч получил всего лишь 26. Сразу закралась мысль, что АСВ мутит. Когда ввели временную администрацию, деньги были в интернет-банке, и я взял выписки. Но почему-то их не оказалось в реестре АСВ" — сообщает Николай Т.

"Я пополняла вклад третьего сентября. Сумма (вклада) совпала, но все равно придется писать заявление о несогласии. Неясно на основании чего АСВ решили отщипнуть у меня 19 тысяч рублей (из начисленных процентов). По телефону мне объяснили — это обязательства перед банком. Какие обязательства? Я там кредиты не брала. И передо мной мужчина тоже писал заявление о несогласии. В общем, эта эпопея похоже надолго", — Анастасия Х.

"При мне бабулька пыталась понять, куда делся ее счет на 900 тысяч. На 400 отдали, а второго просто нет, — такую картину наблюдал бывший вкладчик банка во время получения возмещения в "Россельхозбанке". — Они с удовольствием перечисли эти 400 на депозит, приговаривая, что "деньги надо хранить только в "сберегательной кассе", тогда и пропадать ничего не будет".

"Лично у меня от суммы вклада в 800 тысяч рублей в реестре АСВ отражено всего 80 тысяч рублей. Но знаю случаи, когда счета вообще оказывались пустыми", — жалуется вкладчик.

"Это просто ужас какой-то! Я вот рассчитывала снять деньги и заплатить налоги, отложить на оплату ребенку на образование, подарков родителям к новому году купить. Мои же деньги мне не возвращают, а налоги, тарифы и цены растут!… Понятно, выборы прошли, можно и над народом издеваться", — эмоционально высказывается женщина со слезами на глазах.

Казалось бы, вкладчиков, у которых есть нестыковки по реестру в каждом из банков не много — 2-6 тысяч человек. Но если они объединяться и будут подавать заявки на митинги несогласия с решением АСВ перед Минфином и ЦБ, как это уже неоднократно было и в 1998 и в 2008 годы, то, возможно, в предвыборный год будущая президентская компания может столкнуться с отрицательным социальным фоном в одной из самых чувствительных групп — пожилых людей, доверивших свои "гробовые" системе, которая не может их защитить даже при наличии четкого закона "О страховании вкладов".

Читайте последние новости Pravda.Ru на сегодня