До каких пределов Минск готов прощать киевских партнеров?

Не упал, и ладно: Минск спустит на тормозах инцидент с "Белавиа"

Анатолий Гусаров, генеральный директор белорусской авиакомпании "Белавиа", чей самолет был принудительно посажен украинским диспетчером 21 октября в аэропорт Жуляны, на пресс-конференции в Минске заявил, что Украина согласна выплатить компенсацию.

"Мы работаем с нашими коллегами с Украины для того, чтобы определиться с возмещением затрат и пониманием произошедшего. Думаю, что в ближайшее время этот вопрос будет закрыт", — цитирует Гусарова РИА Новости. Он также добавил, что случай не вписывается в рамки международного авиационного права, однако Украина видит ситуацию по-другому.

Почему Белоруссия закрывает этот вопрос, рассказал Pravda.Ru президент Российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Владимир Тасун.

— В суд подавать не будут? Почему Белоруссия спускает дело на тормозах?

— Украина пообещала компенсировать какую-то сумму "Белавиа". Считайте этот инцидент исчерпанным. Хотя действия украинских властей совершенно противоречат международным требованиям, требованиям Чикагской конвенции и двусторонним соглашениям о воздушном сообщении. Но что случилось, то случилось. Они признали, что они не правы.

— Угроза диспетчера посадить самолет с помощью истребителей — это был человеческий фактор, то есть человек "переусердствовал", как говорит представитель СБУ? Или все же он повторял команду от военных властей?

— Официально Служба безопасности Украины говорит, что никто никаких команд не давал, никто не собирался поднимать никакие самолеты в воздух. Получается, это личная инициатива, но она должна быть наказуема. Не может диспетчер говорить отсебятину.

Однако я сомневаюсь, что он на себя это взял. Историю никто не будет, очевидно, дальше раскручивать, потому что, по заявлению генерального директора "Белавиа", все вопросы практически урегулированы, ждут решения властей Украины о компенсации. И на этом инцидент будет исчерпан.

Заявление Анатолия Гусарова также прокомментировал Pravda.Ru крымский политолог Владимир Джаралла.

— Белоруссия не хочет обострять конфликт с Украиной?

— Да, пока ситуация не затрагивает интересы самого государства, не затрагивает какую-то очень критичную ситуацию, не означает вмешательства во внутренние дела. До этих пор Белоруссия предпочитает всегда уходить от конфликтов.

Кроме того, Белоруссия выполняет роль посредника. Как известно, в результате разрыва связей между Украиной и Россией, Белоруссия превратилась в крупнейшего авиаперевозчика между двумя странами. Не говоря уже о том, что Белоруссия приобрела статус великой державы по производству морепродуктов, апельсинов, ананасов, и целого ряда других продуктов, которые каким-то странным образом совпадают с санкционным списком в российской экономике.

Поэтому одна из самых главных причин состоит в том, что конфликт, по меркам белорусских властей, все-таки не очень значительный и обострять его нет необходимости.

— Мог ли диспетчер переусердствовать, как говорит представитель СБУ, или все же он повторял команду от военных властей?

— Однозначно это было распоряжением украинских властей. Просто диспетчер сейчас оказывается в роли стрелочника, козла отпущения, на которого сваливают всю вину. Дело в том, что диспетчеры — это особая каста, там особая подготовка и высочайший уровень нагрузки на нервную систему. Для них каждое слово имеет особую ценность. И, следовательно, начинать угрожать или говорить какие-то вещи диспетчер по умолчанию просто не имеет никакого права. Он даже никогда себе это в мыслях не позволит. Он, несомненно, повторил распоряжения тех, кто стоял за его спиной в тот момент.

— Можно ли будет этот случай использовать как аргумент в деле крушения МH-17? Может быть, там тоже диспетчер "переусердствовал"?

— Думаю, что здесь скорее косвенные признаки того, что произошло тогда. Дело в том, что пока, как мы видим, главная линия направлена на то, что виновны ополченцы, и "БУК" — ракетная установка —была доставлена на территорию России. Пока они стараются продавливать эту версию.

Запасные варианты некоторое время назад отрабатывались, но, судя по всему, пока их отложили в долгий ящик. Разумеется, если вся версия будет рушиться, то тогда, когда будет гореть земля под ногами, будут стараться придумывать все, что угодно, но это уже будет слишком очевидно.

Напомним, ранее представители Объединенной следственной группы (JIT) по катастрофе малайзийского Boeing в небе над Донбассом опубликовали новый промежуточный доклад. Следователи заявили, что самолет MH-17 был сбит ракетой из ЗРК "Бук", доставленной из России на Украину. Запуск произошел с территории рядом с украинским селом Первомайское, находившимся в июле 2014 года под контролем ДНР.

"Эта версия не первая, а очередная в абсолютно бездарном и непрофессиональном расследовании этой тяжелейшей трагедии, авиакатастрофы, в которой над территорией Украины погибло 298 ни в чем не повинных людей. Происходящее кроме как информационной войной не назовешь. Поэтому третий год уже идет расследование. Все исследования проводятся с грубейшими нарушениями международных авиационных правил. Появилось два жалких документа комиссии, которая кое-какие моменты наконец-то уточнила, установила, что самолет сбит "Буком". На это потребовалось два года.

Главный виновник катастрофы — Украина. Вопреки абсолютно жестким, однозначным требованиям закрывать воздушное пространство для пролета гражданских воздушных судов над территорией, где идут военные действия, она наплевала на это международное авиационное правило и не произвела запрета на этот полет и вообще на полеты гражданских самолетов", — рассказал ранее Pravda.Ru президент фонда "Партнер гражданской авиации", заслуженный пилот СССР Олег Смирнов, в прошлом заместитель министра Гражданской авиации СССР.

Читайте последние новости Pravda.Ru на сегодня

Обсудить