Количество учебников сокращается, а качество не улучшается. Почему?

Экспертиза школьных учебников забюрократизирована

Грубые ошибки обнаружили специалисты Росреестра по Москве в атласе "Физическая география России" для 8-х классов средней школы, где оказались неверно указаны названия шести географических объектов — рек и населенных пунктов.

Нашли специалисты и другие неточности: в атласе была неправильно указана государственная граница России с Финляндией, Китаем и Украиной. Не указали составители границы городов федерального значения Санкт-Петербург и Севастополь. Региональное управление Росреестра подало заявление в Арбитражный суд, после чего на организацию, разработавшую атлас, был наложен штраф в 100 тысяч рублей.

Почему в тираж выпускаются такие атласы с грубыми ошибками, как они попадают в книжные магазины? Что можно предпринять, чтобы такие случаи не повторялись? На эти вопросы Pravda.Ru попросила ответить первого заместителя председателя Комитета по образованию Госдумы России Олега Смолина.

"Я начну с того, что в России крайне сложная процедура экспертизы учебников. Для того чтобы дойти до школы, учебник должен пройти научную, педагогическую и общественную экспертизы. И при этом у нас довольно много жалоб от граждан на ошибки в учебниках. В чем причина? Я думаю, причина в том, что экспертиза крайне забюрократизирована", — сказал Pravda.Ru Олег Смолин.

Вот представьте себе, что вы — эксперт, скажем, Российской академии образования, продолжил сенатор. Вам дали обычный учебник. Вы видите, что учебник вполне приличный, но в нем есть несколько частных ошибок. И у вас выбор: сказать - да или нет. При этом вы не можете отправить учебник авторам или издательству и сказать: "Исправьте ошибки, и все будет нормально". Но раз такого варианта не предусмотрено, вы, понимая, что учебник более-менее приличный, скрепя сердце, даете свое одобрение.

Возможен и другой вариант. Вы — эксперт, вы смотрите, что у учебника хорошие авторы, что учебник издан солидным издательством, проглядываете его содержание и, соответственно, подмахиваете положительную экспертизу.

"Что нужно было бы сделать, чтобы ошибок в учебниках стало меньше? Как ни странно, разбюрократизировать процедуру. Когда-то эксперты напрямую работали с авторами, возвращая им на доработку те или другие учебники, и потом вместе с авторами отвечали за конечный результат. Как я и говорил на научно-методическом совете при министерстве образования и науки, авторам и экспертам надо вернуть возможность работать вместе. Борьба за качество учебников не должна подменяться борьбой за механическое сокращение их количества. Пока же количество учебников сокращается, их качество не улучшается, зато ошибок в них становится все больше", — рассказал Pravda.Ru Олег Смолин.

Читайте последние новости Pravda.Ru на сегодня

 

Обсудить