Facebook достал даже сенат США

Расследование: Как "Фейсбук" манипулирует выборами в США

Расследование механизма фильтрации новостей, применяемого в "Фейсбуке", проводит комитет сената США, потребовав от администрации социальной сети полной и исчерпывающей информации в ответ на обвинения в пристрастности при отборе информации в пользу либеральных СМИ и замалчивании консервативных.

Первым, еще в мае текущего года, обвинил "Фейсбук" в необъективности при выборе наиболее важных новостей для пользователей сетевой ресурс Gizmodo. Эта публикация моментально вызвала шквал критики в адреc соцсети.

"Крайне настораживает, когда узнаешь, что такая сила используется для того, чтобы замалчивать точку зрения и материалы, не соответствующие чьей-то повестке дня", — отреагировал Национальный комитет Республиканской партии США. "Помимо содействия преследованию правых, это известие служит новым напоминанием об опасности контроля за контентом, исходящим из Кремниевой долины", — предупредил доверенное лицо Эдварда Сноудена бывший журналист британской газеты The Guardian Гленн Гринвальд

В интервью Sputnik доктор психологических наук и исследователь из Гарвардского университета Роберт Эпштейн заявил: "Есть что-то очень тревожное в том, что происходит в "Фейсбуке". Создается впечатление, что мы видим тенденцию искусственного насаждения либеральных идей против консерватизма. Проблема проекта Gizmodo в том, что они не имеют доказательств, подтверждающих, что руководители Facebook знают об этой тенденции и должны нести за это ответственность".

По мнению экспертов, механизм отсева новостей по их источнику заложен в функции trending, всплывающей в зависимости от версии приложения (для ПК или мобильных устройств) либо в правой части экрана, либо в режиме поиска.

Роберт Эпштейн считает, что ситуацию можно рассмотреть под другим углом, и, по его мнению, причины такого однобокого отбора новостей кроются в том, что в "Фейсбуке" работают, по большей части, молодые люди — носители либеральных идей. Они отбраковывают любую информацию, которая выглядит недостоверной или непроверенной, но руководствуются при этом личным субъективным мнением, а отнюдь не беспристрастными алгоритмами.

И это было бы невинно, если не учитывать того, что "Фейсбук" является самым большим источником информации и агрегатором новостей в мире, его аудитория сегодня оценивается в 1,6 миллиарда пользователей.

"Научные исследования по этому вопросу, которые я веду в последние пять лет, убедили меня в том, что соцсеть может быть отличным инструментом манипулирования общественным мнением. Так, некий кандидат может оказаться привилегированным в рейтинге, получить миллион голосов, при этом мы не найдем никаких документальных следов того, как это было достигнуто. И это определенно связано с интернет-технологиями", — утверждает Роберт Эпштейн.

Напомним, что к выводам, аналогичным группе Эпштейна, пришли и исследователи из Делаверского университета, которые также утверждают, что социальные сети способны оказывать влияние на политические предпочтения пользователей. Данные эксперимента были опубликованы в The Journal of Experimental Political Science.

Можно вспомнить и другое исследование, проведенное уже в Мичиганском университете, в результате которого эксперты пришли к похожему выводу: алгоритмы соцсети устроены так, что формируют в человеке косность и закрытость к другим точкам зрения.

Впрочем ловили администрацию Facebook и на предумышленных опытах над своими пользователями. К примеру, наделал шума социальный эксперимент, в ходе которого админы Facebook намеренно формировали ленты людей в пессимистичных или, напротив, радостных тонах. Затем руководство сети отслеживало, как менялся характер и настроение подопытных.

Также после легализации гей-браков в США, Facebook провел еще один социальный опыт, изучив, как быстро в социальной сети распространится мода на "радужную" аватарку". Оказалось, что малейшего стимула достаточно для настройки миллионов людей по всему миру на одну "волну".

Сомнительно, что расследование комитета сената США принесет какие-нибудь положительные результаты, так как до сих пор Вашингтон не пытался копать глубже, чтобы узнать об этой истории как можно больше, утверждает Роберт Эпштейн.

Пока в сенате США пытаются разобраться с "Фейсбуком", грянул другой скандал — теперь уже с поисковой системой Google, которая откровенно подыгрывает в предвыборной президентской кампании кандидату от демократов Хиллари Клинтон. По мнению группы экспертов, которую возглавляет Роберт Эпштейн, самый крупный в мире поисковик беззастенчиво занимается "промывкой мозгов".

"Начиналось все с видео. Фигурирующий в нем некто Мэтт Либерман показывает, что гугловский поиск выдает очень странные и очень комплиментарные для кандидата от демократов подсказки, а этого никак не может быть случайно", - пишет агентство "Россия сегодня". "В этом видео есть объяснения того, почему это так: обрисовываются давние связи владельцев именно этой компании с партией демократов, лично с семьей Клинтонов, а также с Пентагоном и т.д.", - добавляет информагентство.

О чем речь? О так называемом autocomplete — автоподсказке, которую выдает поисковая система. Журналисты поясняют на примерах — "начинаете вы печатать запрос "Пушкин п", а поиск уже угадывает ваше желание, дописывает: "поэт", а не "город Пушкин". Также если читатель введет "Пушкин пис…" — поисковик выберет не "писатель", а "письма к жене".

Так вот, в случае с Клинтон ситуация очень странная. Например, когда Трамп назвал Клинтон преступницей, поисковик Google (утрированно говоря) подсказывал хоть "Клинтон президент", хоть "Клинтон прелесть", но только не "преступница".

В английском варианте речь шла о предъявлении Хиллари обвинений (indictment), а Google уводил ищущего куда угодно, вплоть до отношений ее с Индией.

Почему этого не может быть? Потому что автоподсказка должна работать тупо и автоматически. Если большая часть людей сегодня ищет что-то насчет преступлений Хиллари, и никому не интересны ее взаимоотношения с Индией, то функция должна учитывать это в режиме реального времени и соответственно реагировать. Кстати, в других поисковиках — Bing или Yahoo — все было нормально. А у "Гугла" — нет.

СМИ также публикуют скриншоты таких запросов (отметим, что после начала скандала Google сразу же скорректировала "автоподсказку").

"Кстати, догадайтесь, какие подсказки выдавались именно гугловцами в отношении не только Дональда Трампа, но даже и Берни Сандерса — демократического соперника Клинтон", - смеются международные исследователи.

Интересен тот факт, что и этот скандал, как и в случае с "Фейсбуком", вспыхнул весной. И точно так же администрация Google удивленно заявила, что ничего подобного не было, кому-то приснилось. И все затихло. Вот только группа исследователей во главе с Робертом Эпштейном продолжила работу, пытаясь найти ответы на вопросы: выходила в поиск с самых разных компьютеров и везде делала скриншоты. И в результате эксперты теперь могут утверждать: Google действительно корректирует выдачу, как минимум, "автоподсказок".

"Существует "манипуляционный эффект поисковых систем" (SEME), то есть подсказки водят вас по поиску, "как пса на поводке". Особенно с учетом того, что это уже не "опция", вы не можете отключить такую функцию, разработчики об этом позаботились. И чем бы ни была автоподсказка раньше, сейчас ее главная функция — манипулировать", - уверены исследователи.

Более того, "поскольку у Google 90 процентов поисковых возможностей по всему миру… Мы считаем, что SEME определял итог 25 процентов выборов по всему миру в последние годы, и влияние его на выборы растет с каждым годом", пишет группа Эпштейна.

Между тем, в соцсетях пользователи с небывалым энтузиазмом обсуждают здоровье "почти президента" Хиллари Клинтон. Проявления ее, мягко говоря, "недомоганий" обсуждают уже не первый день, а тут еще появилось и очередное подтверждение курсирующим слухам — кандидат в президенты потеряла сознание во время траурных мероприятий в память о жертвах терактов 11 сентября 2001 года. Буквально следом за этим сообщением появились и намеки на то, что больную Клинтон заменяет "здоровый" двойник. И ведь это тоже манипуляция общественным мнением, как и постоянные намеки американских властей, что все плохое, происходящее во время предвыборной американской кампании — исключительно дело рук Кремля.

Кстати, болезнь кандидата в президенты США Хиллари Клинтон косвенно может повлиять на итоги наших выборов в Госдуму, если американские демократы захотят затмить тему здоровья кандидата. Ведь тогда самым лучшим для них будет атака на выборы в России. Об этом говорил в интервью Правде.Ру, политолог и публицист Леонид Крутаков.

Еще несколько нехороших историй, связанных с политикой Facebook:

Aftenposten: Пусть Цукерберга трясет от запаха напалма по утрам!

Информационная война: "Фейсбук" уничтожил "Правду"

Юнна Мориц: Я не тот человек, которого можно взять блокадой "Фейсбука"

Читайте последние новости Pravda.Ru на сегодня

Обсудить