Навык Пушкина, Рузвельта и Маркса стал доступен всем

Скорочтение - простой способ сэкономить полжизни

Успешно плыть в мощном потоке информации, который стал нормой жизни в XXI веке, сложно. Но если развить навык скорочтения, это не только поможет лучше ориентироваться в информационном поле, но и качественно изменит жизнь. Каким образом? Об этом Pravda.Ru рассказала тренер по развитию памяти, вниманию и скорочтению Екатерина Додонова.

— Скорочтение в современном мире — это полезный навык или необходимость?

— XXI век называют веком информационного цунами. Информация обрушивается на нас, удваивается, утраивается. Но люди устали от чтения, к сожалению, и мы постепенно переходим к видео.

Почему раньше телевидение было ведущим каналом восприятия, а сейчас уже в социальных сетях, в Фейсбуке, в Инстаграме люди делают видеопосты? Потому что картинка в тысячу раз богаче, чем слово, а движущаяся картинка — еще богаче. Поэтому, к сожалению, я не могу сказать, что скорочтение — это необходимость. Но скорочтение — это полезный навык для тех, кто до сих пор любит чтение, обожает книги, а также для тех людей, для которых чтение — это интеллектуальный труд и способ заработка.

Например, скорочтением очень часто занимаются такие специалисты, как финансовые аналитики, юристы. Люди этих профессиий постоянно обучаются, они не могут позволить себе стать неконкурентоспособными на рынке. А люди, которым меньше нравится чтение, могут посмотреть документальный фильм, видеопосты, видеоблоги.

Скорочтение — это навык не для всех. И не потому, что не все его могут освоить, а просто потому что бывает такой перегруз и усталость, что не все люди готовы его использовать.

— А что существенно меняется, если ты владеешь этим навыком?

— Я бы сказала, все. Во-первых, скорочтение — это основа ментального долголетия, потому что наш мозг должен развиваться. Если мы постоянно развиваемся, даем своему мозгу пищу, питание, тогда нам не страшна никакая возрастная деменция, склероз и т. д., потому что мозг развивается. Кроме того, если вы обладаете скорочтением, вы можете получить больше свободного времени.

Если у вас очень много книг, которые нужно прочитать, если очень много чтения по работе, то тогда вы можете высвобождать свободное время. Почему на курсах скорочтения много студентов? Потому что они молодые, активные, и хотят одновременно работать, учиться, у них любовь, личная жизнь, путешествия.

Мир скоростной. В наше время хот-догов, сверхзвуковых и сверхсветовых самолетов нужно обязательно читать быстро. Это поможет сэкономить не только жизненные ресурс, но также и финансы. Я, например, учу своих студентов, как экономить на книгах и как сканировать книги за десять-пятнадцать минут в магазине, каким образом не тратить деньги, если книга не стоит того, и получить все из этой книги уже в книжном магазине.

— Когда появилось скорочтение? Кто впервые обратил внимание на этот навык? Когда начали развиваться методики?

— Мне сложно сказать, кто первопроходец, но известно, что Александр Сергеевич Пушкин был скорочтецом, причем самоучкой, так как тогда не учили этому. Он был настолько образован, что читал много и быстро. Карл Маркс, Рузвельт, Герцен обладали такой способностью, но они именно развивали ее сами, читали сами. Навыком, который уже пришел к людям, скорочтение стало во второй половине ХХ века.

— Зависит ли умение читать быстро от того, как много книг ты прочитал?

— Конечно, тренировка имеет значение. Вообще, тренироваться обязательно нужно, поддерживать навык нужно. Но важно освоить именно различную методику и технику, посмотреть, какие методики и техники скорочтения вам подходят.

Многие говорят, что скорочтение — это, наверное, когда читают по диагонали. Действительно, читать по диагонали — это один из приемов. Методика зависит от того, как вы натренировали навык и насколько вы его используете. Скорочтение — сложный навык, потому что его нужно использовать, постоянно поддерживать. Бывает, студенты приходят к нам во второй раз, в третий раз. Потому что настал период в жизни, когда перестали читать, стало меньше информации, и мозг тут же разленился, тут же забыл. Очень легко нервные связи у нас атрофируются, очень легко мозг расслабляется.

— А расскажите, какие есть методики скорочтения? В школах скорочтения учат сразу по нескольким методикам, или по одной?

— Во всех школах скорочтения, какая бы методика ни была, работают с семью причинами медленного чтения. Первое — это регрессия глаз, то есть когда вы возвращаетесь глазами к прочитанному, перечитываете. Может быть, вы неправильно поняли или не уверены в себе. Это первая причина. Вторая причина — это проговаривание. Это когда у вас есть проблемы с проговариванием, и вы не можете сказать быстро "сиреневенькая зубковыковыривательница", то есть у вас проблема со сложными текстами, где есть длинные слова.

Другой момент с проговариванием — это внутренний голос, то есть, вы читаете и внутри себя проговариваете. Скорее всего, все люди проговаривают, просто некоторые не замечают, потому что эта привычка у нас возникает в первые годы обучения чтению. Учителя нас учат читать вслух, это необходимо, чтобы проверить, насколько ученик правильно считывает буквы. А потом эта вредная привычка в нас въедается, мы проговариваем про себя текст и из-за этого существенно тормозим. Так вот, во всех школах скорочтения работают с подавлением внутреннего проговаривания, только используют различные упражнения-тренажеры.

Третья причина медленного чтения — это так называемое неумение читать по диагонали. Очень многие люди читают линейно, как нас учили — с начала до конца строчки. Вот умение двигать по диагонали глазами — это тоже очень хорошее умение, которое увеличивает минимум в два раза скорость чтения. Чтение по диагонали осуществляется за счет расширения периферического зрения.

Следующая причина медленного чтения заключается в том, что очень часто люди видят только 20 процентов. Это узкое чтение, и связано оно с тем, что в детстве нас обычно учат читать словами. Очень мало людей видят сразу два слова на строчке, три слова на строчке. Мы в школах по скорочтению учим смотреть в середину предложения, и видеть все предложение боковым зрением. А дальше уже смотреть в центр абзаца, и видеть весь абзац. Это возможно, но нужно тренировать боковое зрение. Еще одна причина медленного чтения — это незнание алгоритмов чтения.

— Сейчас в интернете много предложений по курсам скорочтения. Как выбрать стоящую школу? Что в этом случае будет мерилом?

— Я рада, что вы спрашиваете именно про курсы, про живое обучение, потому что очень многие студенты начинают с книг. Думают: "Вот сейчас я книжечку-самоучитель возьму, это дешевле, удобнее, буду учиться спокойно, в своем ритме". На самом деле по книгам скорочтение не осваивается, это слишком сложный навык, он требует постоянного присутствия тренера. И лучше заниматься все-таки не индивидуально, это мой профессиональный совет, а заниматься в группе, потому что в группе есть определенная аура, есть возможность тянуться за кем-то. Если у какого-то студента получается, то появляется больше веры, больше мотивации в то, что у тебя получится.

А насчет курсов, я считаю, что очень много курсов хороших. Здесь важно понимать, что навык сложный, и не доверять тем курсам и школам, которые обещают очень быстрый эффект, в пять занятий. Даже если эффект будет, то он будет недолгосрочным, потому что мозг — это мышца, ее нужно качать.

Поэтому лучше выбирать долгоиграющие курсы. Например, три месяца два раза в неделю занятия по полтора часа. Причем одно занятие обязательно должно быть посвящено памяти, потому что недостаточно прочитать книгу, важно же ее проанализировать, запомнить, пропустить через себя. А вторая часть занятия должна быть посвящена именно скорости чтения, тренировке, различным техникам.

И я бы советовала всегда все-таки выбирать учителя. Это самое главное. Потому что я убеждена, что люди учатся у людей. Если ваш тренер вас не "зажигает", не вызывает у вас уважения, вы понимаете, что вам нужна более жесткая рука, которая вас проверит, призовет к порядку или, наоборот, вам нужен более ласковый, более душевный наставник, — меняйте преподавателя. Обязательно нужно хорошо знать себя и выбрать человека под себя.

Подготовила к публикации Мария Сныткова

Беседовала Татьяна Трактина

Автор Татьяна Трактина
Татьяна Трактина — музыковед, журналист, корреспондент, руководитель службы интервьюеров Правды.Ру *
Обсудить