Какой порядок родится из беспорядков в США?

Политика США: От радужной к черно-белой

События в США, где ширятся беспорядки на почве противостояния чернокожего населения и полиции, способны нанести удар по позициям Демократической партии и Хиллари Клинтон как кандидата в президенты. Судя по всему, многие в Америке не хотят продолжения того курса, который был начат при Бараке Обаме. Основной ударной силой его противников стали силовики — полиция и спецслужбы.

Вряд ли следует полагать, что вспыхнувшие по всей Америке беспорядки в самый разгар президентской кампании являются просто "несчастным стечением обстоятельств". Столь же маловероятно, что та активность, с которой американские СМИ освещают эти события, просто отражает их стремление "честно выполнять свой профессиональный долг". В такие моменты, как нынешний, ничто не происходит и не попадает в медиапространство само собой. Слишком многое находится на кону: ни много ни мало — власть над самой могущественной державой в мире и управление поистине гигантскими ресурсами. В борьбе за это нет ни мелочей, ни случайностей.

Что, собственно, происходит? Американцам максимально наглядным образом демонстрируется финальный итог правления президента Обамы — представителя Демократической партии. И этот итог свидетельствует о полном фиаско уходящей администрации и ее курса.

Американское общество расколото, дестабилизировано, доведено практически до отчаяния, до грани гражданского противостояния. Причем линия раскола проходит по самому болезненному для страны шраму — расовому вопросу. Президент-демократ (демократы — традиционные защитники прав афроамериканцев), сам афроамериканец, бывший идеальным символом успеха расовой политики в США, оказался не способен решить проблему насилия полиции над чернокожими американцами.

Проблема вызревала давно. В 2014 году случился Фергюсон, в 2015-м — Балтимор. Но ничего не было сделано, и сегодня ситуация может выйти из-под контроля по всей стране.

Следует обратить внимание, что нынешнее обострение произошло одновременно с публичным выступлением Обамы в поддержку Хиллари Клинтон на ее митинге. Нежно обняв свою бывшую подчиненную, президент передал ей эстафету; это стало символом того, что Клинтон будет последовательно проводить курс своего чернокожего предшественника. Для миллионов других чернокожих (и не только) американцев это наверняка стало четким сигналом: при Клинтон ситуация в расовой сфере не изменится, конфликт будет нарастать. Этого вполне достаточно, чтобы не голосовать за нее.

Весьма немаловажно, что в США голосуют не избиратели, а выборщики: там президентские выборы не носят всеобщий характер. Выборщики же — это наиболее политически активная часть населения, в которой представлены местные группы интересов. И этим группам уже порядком надоели нескончаемые реформы, инициированные Обамой-демократом.

Самыми известными были миграционная реформа и реформа системы здравоохранения, которые Обама чуть ли не насильно протащил через Конгресс. Они были в штыки восприняты практическими всеми политическими силами США, которым удалось в судебном порядке частично заморозить их. Но Обама продемонстрировал недюжинную волю (или упрямство), и ни в чем не шел на уступки, каждый раз предлагая все новые смелые планы. Среди таких нововведений, в частности, — реформы спецслужб и полиции, снижение роли военных при принятии внешнеполитических решений. В качестве итога американцы увидели провалы "новой стратегии" Белого дома в Ираке, Афганистане, Ливии, Сирии, гибель американских дипломатов в Бенгази, скандал Wikileaks, бегство Сноудена… Список можно продолжать.

Нельзя исключать, что хотя бы часть из этих провалов "технически" не была неизбежной, что-то можно было предотвратить. Но те самые спецслужбы, американские силовики позволили им случиться — чтобы предупредить или подставить Обаму.

Возможно, что подобными предупреждениями были и внезапные "упущения" в работе личной охраны президента США: в 2011, 2013, 2014 годах она неоднократно допускала возникновение ситуаций, представляющих прямую опасность для высшего руководителя государства. Любопытно, что до этого Обама жестко критиковал спецслужбы за неэффективную работу…

Противостояние действующего президента с силовиками имеет долгую историю. События в Фергюсоне и Балтиморе подтвердили: Обама с присущей ему несгибаемостью не намерен однозначно подержать полицию в конфликте с чернокожими гражданами США. Полиция — одна из самых могущественных групп влияния на местном уровне — помнит это. И наверняка не простит нынешней демократической администрации убийство полицейских в Далласе чернокожим снайпером.

Были ли его действия его "личной инициативой" или кто-то стоял за ним? Этого мы доподлинно не узнаем: снайпера убил робот. Он гарантированно ничего не скажет. Как, например, ничего не скажет и тот человек, который убил того, кто убил президента Кеннеди…

Как бы то ни было, "далласский стрелок" сделал свое дело: его выстрелы буквально взорвали Америку и поставили под большое сомнение преемственность курса, проводимого Белым домом.

Но чем же этот курс так плох? Думается, дело тут в том, что стратегия, проводимая Обамой, нацелена на коренное преобразование самой сути США как государства, на пошаговый отказ от тех основ, на которых это государство существует чуть более 200 лет.

Речь идет о построении некой модели "социал-демократического" государства, схожего с европейскими образцами. На это указывают и социальные реформы, в том числе в сфере здравоохранения, за которые Обаму обзывали чуть ли не "коммунистом" (доступ к медобслуживанию получили граждане США, ранее не имевшие медстраховки, на 2010 год их было 49,9 миллионов — 16,3 процента населения), и "миролюбивая" (на словах) внешняя политика, и гипертрофированное внимание сексуальным меньшинствам. Но самое главное — это попытка Обамы внедрить элементы плановой экономики.

В прошлом году он предложил план под названием "Чистая энергия". Суть его сводилась к тому, что каждый американский штат должен получить плановое задание на сокращение выбросов парниковых газов и будет обязан выполнять его под контролем федеральных органов.

О том, что это — не просто "фантазии" одинокого президента-реформатора, "вашингтонского мечтателя", можно судить по программе кандидата от демократов Берни Сандерса — "социалиста" и "поклонника скандинавской модели". Только что он снялся с выборов в пользу Хиллари Клинтон, но до этого его "социалистическая" программа получила поддержку многих миллионов американцев, что позволяет включить те или иные ее положения в стратегию вероятного будущего президента. Это означает, что переход к "социализму с американским лицом", начатый Обамой, может быть продолжен в случае победы Клинтон.

А вот это ни при каких условиях не может устраивать традиционалистскую, консервативную, патриотичную — называйте как хотите — часть американского общества, чьи глубинные интересы выражают как раз силовики.

Они до сих пор не имели своих политических представителей — и это их слабая сторона: просто в этом не было необходимости, истеблишмент в целом разделял их ценности, и им было все равно, кто именно сидит в Овальном кабинете Белого дома. Но после первого срока Обамы они предприняли попытку обратиться к тем американцам, которые "верны традициям". Так родилась "чайная партия" в рядах республиканцев, оказавшаяся неудачным экспериментом.

На нынешних выборах "традиционная Америка" ставит на Дональда Трампа, человека, воплощающего не политические идеалы Республиканской партии, но базовые идеалы, основополагающие мифы, на которых строились эта страна и ее общество.

Обратим внимание на реакцию Трампа на трагедию в Далласе: он абсолютно однозначно встал на сторону полиции, назвав ее "единственной преградой, отделяющей общество от хаоса". Он вообще по всем пунктам представляет собой полную противоположность Обамы и его курса.

Безусловно, с этой точки зрения Трампа можно охарактеризовать как "человека вчерашнего дня", а команду демократов — как "людей, устремленных в будущее". Но тем более серьезным выглядит выбор, перед которым стоит сегодня Америка. И тем более драматичными могут быть ход и исход борьбы ее прошлого с ее же будущим. Роль и место США в мире таковы, что эта борьба неизбежно отзовется в различных частях света. И к этому нужно быть готовыми: долгая и глубокая нестабильность в Америке будет способна принести глобальные потрясения.

Автор Дмитрий Нерсесов
Дмитрий Нерсесов — журналист, востоковед, бывший обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить