Ученые раскрыли загадку портретов Рембрандта

Ученые: Когда Рембрандт писал свои картины, он использовал много "трюков"

Ученые-физики в ходе изучения автопортретов Рембрандта выяснили, что художник использовал всевозможные трюки, чтобы изобразить свое лицо с потрясающей фотографической точностью. Исследование было опубликовано в научной статье в Journal of Optics.

В эпоху Возрождения, как известно, фотоаппаратов и видеокамер не было. Поэтому художники того времени обычно писали собственные портреты смотря на отражение в зеркале. Однако Рембрандт появляется и на многих своих пейзажных полотнах, к тому же на большинстве автопортретов художник смотрит в бок, а не прямо. А увидеть это со стороны и написать отведенный взгляд практически невозможно.

Физики полагают, что Рембрандт и другие художники эпохи Возрождения использовали для создания своих автопортретов оптические трюки. Эта гипотеза была предложена еще несколько десятилетий назад, однако доказательств не было.

Один из исследователей университета Оксфорда Фрэнсис О'Нил заявляет: "Эта идея была встречена многими нашими коллегами с большим скептицизмом - они заявляли, что реализм автопортретов и талант их авторов, наоборот, указывают, что такие трюки им были не нужны".

Однако ученым удалось доказать обратное. Физики собрали пять проекторов из нескольких линз, кривых зеркал, а также камер-обскура, которые мог бы использовать в работе сам художник. Эти проекторы позволили "создать" себя в виде линий света на поверхности будущей картины. Исходя из получившейся проекции, физики пришли к выводу, что Рембрандт пользовался такими приборами.

"Многие автопортреты Рембрандта выточены или написаны на листе меди, на поверхности, на которой проекцию можно было легко увидеть. Его работы построены на технике светотени, контрасте света и тени, которая так же является базой для работы всех светопроекторов. Более того, на многих автопортретах Рембрандт смеется или смотрит вбок, что было крайне сложно увидеть и написать, если бы он просто смотрел в зеркало", - рассказал О'Нил.

Также одним из доказательств является непропорциональная голова по отношению к другим частям тела. Это случалось из-за отражений проекций на холсте.

Однако эта уловка позволила художникам эпохи Возрождения, таким как Рембрандт, Дюрер, Леонардо да Винчи, создавать картины, отличающиеся высокой степенью реализма. Именно это делает их работы уникальными, и они продолжают оставаться примером для современных художников.

Читайте последние новости Pravda.Ru на сегодня

Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *