Саудовскую монархию изменит не революция, а цена на нефть

"Всемирная бензоколонка" меняет профиль

Саудовская Аравия больше не хочет и не может оставаться "всемирной бензоколонкой". Но как создать новую экономику? И сможет ли российский бизнес выйти на аравийский рынок? Об этом в прямом эфире видеостудии Pravda.Ru рассказал востоковед, эксперт по ведению бизнеса в странах Персидского залива, автор книги "Саудовская Аравия. XXI век на родине ислама" Константин Дударев.

— Крайне интересные экономические процессы происходят в странах Персидского залива. Саудовская Аравия — самое большое нефтедобывающее государство, его экономика была полностью ориентирована на нефть, но в связи с падением цен ситуация резко ухудшилась. Поэтому в нефтедобывающих странах были приняты планы по по диверсификации экономики. В Саудовской Аравии принят стратегический план развития до 2030 года. Какие его основные положения? На что он нацелен, какие результаты ожидаются?

— Проект "Видение 2030" был принят и взят за основу дальнейшего развития именно сейчас. Дело в том, что в результате падения мировых цен на нефть в 2015 году страна потеряла около 100 миллиардов долларов бюджета, это огромная цифра. И есть основания полагать, что в этом году потери будут почти такими же.

Саудовскому руководству стало ясно, что дальше строить экономику, основанную на доходах от экспорта нефти, просто невозможно. Опять-таки, почему такие потери произошли? Тут очень много различных мнений. Саудовскую Аравию обвиняют в том, что якобы она уронила мировые цены на нефть. Это не очень серьезное утверждение просто потому, что цены на нефть падают или повышаются прежде всего под воздействием фундаментальных факторов. Саудовская Аравия как крупнейший в мире экспортер нефти может оказывать влияние на мировые цены, способствуя либо понижению, либо повышению. В данном случае Саудовская Аравия способствовала поддержанию низких цен на нефть. Но она делала это не потому, что было какое-то политическое решение, а из-за сложившихся условий перепроизводства нефти на мировом рынке.

Если бы Саудовская Аравия уменьшила добычу и экспорт, то это место на рынке немедленно было бы занято другими производителями и экспортерами. Понимая это, Саудовская Аравия продолжала поставлять на рынок то же количество, те же объемы нефти, которые она поставляла ранее. По-другому она просто не могла поступить, чтобы не лишиться своей доли на рынке.

— Но при этом теряла в цене.

— Да, при этом несла серьезные потери. Другая важнейшая причина, которая толкнула ее действовать таким образом, состояла в том, чтобы сделать нерентабельной добычу сланцевой нефти в Соединенных Штатах, которая представляла, с точки зрения саудовских и не только руководителей, серьезную конкуренцию традиционной нефти. Значит, можно сказать, что обе цели Саудовской Аравией были достигнуты.

— Но какой ценой!

— Это действительно напоминает пиррову победу. Потери были столь высоки, что понадобилось принимать кардинальные меры. Но надо понимать, что это — как раз тот случай, когда не было бы счастья, да несчастье помогло. В принципе, уже не одно десятилетие саудовские руководители — и не только они — вели речь о том, что пора создавать и развивать различные сферы, переходить от нефтезависимой экономики к нормальной…

Надо создавать полноценную экономику, основанную на развитии различных отраслей промышленности. И именно сейчас такая возможность появилась. Кроме того, надо иметь в виду, что в последние десятилетия, после резкого повышения цен на нефть Саудовская Аравия очень неплохо себя чувствовала, получая сверхдоходы от нефти, когда цена на нефть доходила до 147 долларов за баррель. Поэтому королевство позволяло себе многое из того, чего другие страны не могли себе позволить. И саудовские подданные очень неплохо себя чувствовали, получая очень приличные доходы от нефти.

Например, цена на бензин была исключительно низкая. До недавнего времени цена одного литра бензина составляла 12 центов. Она была выше в два раза — 24 цента — до 2006 года. Но король Абдалла, предшественник нынешнего короля, после резкого повышения цен на нефть в качестве жеста доброй воли снизил цену на бензин.

Эта мера должна помочь саудовскому бизнесу быть более конкурентоспособным, а саудовским гражданам — стать более благополучными.

Недавно цена на бензин была все-таки увеличена до 18 центов. Не так много, но, тем не менее, это вынужденная мера. Потому что цены были ниже, чем на воду, бензин лился реками, никто не следил за его расходованием. Кроме того, появился новый бизнес — контрабандный вывоз в соседние страны.

Другой пример — цена на воду в Саудовской Аравии в несколько раз ниже, чем ее себестоимость. Ведь там нет ни рек, ни озер, запасы подземных вод тоже невелики. Поэтому Саудовская Аравия занимает первое место в мире по объемам опресняемой воды. Морская вода опресняется на 31 предприятии — ни в одной стране мира нет такого количества опреснительных заводов. Себестоимость воды достаточно высокая, а цена ее — очень низкая, поскольку дотировалась из бюджета.

Во время высоких цен на нефть это можно было делать. Сейчас же это стало непозволительной роскошью.

И третий яркий пример — цены на электроэнергию. Они достаточно высокие, но себестоимость в разы выше тарифов, по которым она поставляется…

Как могут Россия и Саудовская Аравия сотрудничать и получать взаимную выгоду?

— Десять лет работы в Саудовской Аравии, анализ опыта компании, в которой я работал, и других российских компаний, заходивших в эту страну, позволили мне хорошо изучить эту страну. Я сделал многие практические выводы и написал книгу. Некоторые наши компании работали там успешно, некоторые, к сожалению, не очень.

Первое, о чем надо позаботиться российским компаниям, входя на местный рынок — это изучить особенности ведения бизнеса в Саудовской Аравии. А особенности там очень большие. Если на Западе бытует кредо "Ничего личного, просто бизнес", то в арабских странах все наоборот. Там личное неотделимо от бизнеса. И самое главное — это личные отношения владельца саудовской компании и потенциального партнера. Первое, что делает саудовский предприниматель — пытается прочувствовать своего потенциального партнера, насколько ему можно доверять, и если он не проникнется доверием, то не будет и бизнеса.

Большинство руководителей, попытки которых войти и работать на саудовском рынке не увенчались успехом, не хотели заморачиваться знакомством с особенностями ведения бизнеса, а иногда и сознательно нарушали принятые правила.

А саудовский рынок — весьма привлекательный, перспективный и многообещающий. И самое главное — это весьма высокоплатежный рынок. В Саудовской Аравии работают практически все крупнейшие компании мира. И для российских компаний там есть большие возможности в различных сферах.

Подготовил к публикации Юрий Кондратьев

Читайте статью на английской версии Pravda.Ru

Беседовал

Автор Дмитрий Нерсесов
Дмитрий Нерсесов — журналист, востоковед, бывший обозреватель Правды.Ру *