Баяны рвутся, гармошки остаются

Русская гармонь: Вымирающая музыка?

Глобализация в первую очередь отражается на культуре. Кажется, что все искусство стало интернациональным и унифицированным. Останется ли в нем место для традиционных музыкальных инструментов? Об одном из них — русской гармони — в прямом эфире Pravda.Ru рассказал гармонист-виртуоз, лауреат огромного количества конкурсов Святослав Шершуков.

— В этом году исполняется 185 лет русской гармони, гармошке. Святослав, вы, помимо всего прочего, коллекционер гармошек. Мне например, маленькую сложно гармонью назвать. Или это тоже гармонь?

— Это все — семейство гармоник, в том числе, баян, аккордеон и всевозможные миниатюрные экспонаты.

— А что такое гармонь вообще? Ведь есть русские гармони, баяны, аккордеоны, есть банденеоны в Южной Америке.

— Прежде всего, все семейство называется гармоники. Нет определенного разделения, что что-то — гармонь, а что-то — гармоника. Конечно, это пошло из народа — гармонь, русская гармонь. Основным русским представителем гармоники, конечно же, являлась гармонь-хромка.

— Хромка — это хроматический звукоряд? На ней можно играть что угодно?

— Не совсем так. Там, конечно, присутствуют хроматические звуки, и на данный момент их стало больше. А вначале их присутствовало на инструменте порядка трех. То есть было не особо комфортно что-то играть, но какие-то традиционные наигрыши исполнять позволяло. Сам принцип извлечения — небольшой металлический язычок, который в процессе колебания воздуха издает звук. То есть, в принципе, это меховая камера, и мех наполняется звуком.

Гармонь-черепашку я в начале своей карьеры использовал при цирковых номерах, трюках. Такое название пошло не от животного, а от города Череповец. Начинался номер с более крупной, и потом из кармана доставалась маленькая.

— Для цирка?

— Да. Потом это вышло на более профессиональный уровень, и как исполнитель я все реже доставал этот экспонат.

— Само слово гармонь предполагает гармонию. На ней можно только мелодию сыграть, аккорды уже никак не сыграешь?

— Почему же? Тоже можно, но это будет полный примитив. Получается, здесь можно сыграть либо тонику, допустим: до, ми, соль, либо доминанту, то есть вводную в тонику. Такой принцип и у моих экспонатов. Естественно, у них больше диапазон, и нотки другие, и звучит по-другому.

— И вам нужно к каждому приспосабливаться в отдельности, то есть, они все разные?

— Они да, естественно, разные. Не только из-за размеров, которые чем меньше — тем неудобнее играть, потому что пальцы не совсем помещаются. Прежде всего, ноты разные, и, конечно же, звукоизвлечение очень отличается.

- А на больших саратовских с колокольчиками все по-другому? Это гораздо более мощный по возможностям инструмент?

— Саратовская гармонь — замечательный инструмент. Своеобразный телефонный аппарат, у дисковых телефонов были похожие звонки. Данный инструмент достаточно уникален, я считаю. Его придумал саратовский мастер Артемьев. Он самоучка, но считается одним из лучших мастеров в данной сфере, хотя инструментов он не так много сделал. У меня имеется не фабричный инструмент, а кустарный, сделанный на дому под заказ.

— Получается, чтобы стать гармонистом-универсалом, нужно освоить сотню разных инструментов?

— В идеале, конечно же, да. Но так как именно профессиональное творчество гармониста стоит у самых корней, у самого начала, то можно сказать, что на данный момент идет освоение одного инструмента — гармони-хромки. Под нее пишутся определенные произведения, перекладываются даже классические композиции, и естественно, гармонь совершенствуется.

— Какие взаимоотношения между гармонью и баяном?

— Можно сказать, что гармонь является прародителем баяна.

— А гармони, после того как появился баян, место осталось?

— Практически нет. Она отошла на второй план, потому что баян более совершенен и более удобен в использовании, там полная хроматика. То есть он позволяет исполнить практически весь спектр музыкальных произведений. Баян тоже идет в ногу со временем: появляются регистры и всевозможные многоголосные тембры, которые достаточно интересны при исполнении и при прослушивании.

— Получается, что за гармонью остается функция изначальности. Она теперь представляет больше исторический интерес?

— К сожалению, да. Гармонь мы забыли, хотя она всегда славилась, и ни один праздник в городе и деревне без гармони не обходился. К счастью, в нашей профессиональной образовательной сфере появилась возможность обучать на гармони, то есть она опять набирает популярность.

— Вы сначала учились профессионально играть на баяне, а потом стали осваивать гармонь?

— Да, ввиду того, что на гармони не учат, в том числе, в музыкальных школах и колледжах. Я закончил музыкальную школу в Клину, позже перебрался в Москву. В училище имени Гнесиных гармони тоже не было, поэтому я закончил по баяну. А вот уже высшее заведение — Московский университет культуры и искусства я окончил по двум специальностям: как баянист и как гармонист.

— Гармонь стала полем исследования для искусствоведов? Есть исследования, диссертации?

— Есть, здесь как раз богатейшее поле для исследований. В Москве и других городах есть музеи гармоники, где представлено полное многообразие инструментов, а их, как оказалось, множество. И все они отличаются не только по диапазону и по внешним параметрам, но и по краске звучания, по характеристикам и техническому оснащению.

Гармоники многообразны. Саратовки, ливенки, русянки, итальянки и рояльные — чего только нет. Маленькую ливенку я использую в таких произведениях, как попурри. То есть я начинаю с большого инструмента, в частности, с саратовки, потом у меня есть замечательная ливенка, потом небольшая черепашка, и заканчиваю, естественно, саратовкой. Я работаю в Академическом хоре русской песни, там есть замечательны коллектив Ансамбль русских народных инструментов "Фенист-балалайка". Ему порядка 25 лет. У меня есть возможность солировать, играть соло с оркестром.

Посмотреть на такое многообразие инструментов достаточно интересно и самим исполнителям, в том числе балалаечникам, домристам, многим другим. И, естественно, слушателям это тоже очень интересно.

— Все же это — уже экзотика…

— Это верно, но я исполняю как народные, так и эстрадные композиции, в том числе и классические номера.

Читайте статью на английской версии Pravda.Ru

Подготовил к публикации Юрий Кондратьев

Беседовал

Автор Саид Гафуров
Саид Гафуров — политолог, руководитель направления "Восток", ведущий прямых эфиров Правды.Ру *