Не надо "долго гнать велосипед"

Обгонят ли два колеса четыре?

На чем ехать? В последние годы к противоборству автовладельцев и сторонников улучшения общественного транспорта добавилась новая группа — велосипедисты — и резко потеснила и тех, и других. У первых она переняла "понты", у вторых — демократизм, и, несмотря на явную неэффективность, уверенно отъедает городское пространство. Но есть еще порох в антивелосипедных пороховницах! Представляем вашему вниманию статью постоянного автора Pravda.Ru, не зараженного веломанией.

Я шагаю по Москве от Манежа до Кудринской площади. С удивлением вижу, что на Большой и Малой Никитской улицах движение из четырехполосного сделано двухполосным. Сто лет в Москве власти расширяли проезжую часть, а сейчас сузили в два раза. Полвека по этим улицам ходил троллейбус № 5, который за 7-10 минут доставлял людей от Манежной площади до Садового кольца. Сейчас тот же путь можно проделать на трех троллейбусах за час и более. Предположим, что у вас заглох мотор, или вы попали даже в мелкое ДТП — на улице сразу затор.

Зато на расширенном тротуаре разметка на двухполосное велосипедное движение. Я шел медленно в течение часа в июне в комфортную погоду. Мимо меня проследовали тысячи пешеходов и автомобилей. А вот велосипедиста я встретил только одного! И что, ради него потрачены десятки миллионов рублей и созданы проблемы для тысяч людей? Сомневаюсь, что число велосипедистов возрастет с ноября по март.

Важные дяди доказывают нам, что если затратить огромные средства и всю Москву покрыть дорожками для велосипедистов, то половина населения пересядет на велосипеды, исчезнут пробки, улучшится экология. И в довершение тыкают нам пальчиком в скандинавские страны, о которых большинство москвичей имеет весьма смутное представление. А вот я был в Стокгольме и не раз. Велосипедистов там сравнительно немного, а вот автомобилей на самой загруженной улице Стокгольма на порядок меньше, чем на Садовом кольце или Новом Арбате.

А главное, в Скандинавии другой менталитет. Там даже короли и премьеры ездят на велосипедах. Ладно, у нас Брежнев ездил с одной машиной сопровождения и без всякого перекрытия проспекта Калинина — сам неоднократно видел. А сейчас вожди считают ниже своего достоинства ехать меньше чем на 10 автомобилях с длительным перекрытием многокилометровых трасс.

Теперь перенесемся в глушь Смоленщины. Там я бываю ежегодно и по несколько раз. Дороги не ахти, до 160 км/ч не разгонишься, а для велосипедистов — идеальные. Автомобили крайне редки, иной раз на шоссе за 10 минут не встретишь ни одного. Казалось бы, все жители должны были сесть на велосипеды. Увы, велосипедистов сравнительно мало — нет нужды.

Наиболее же любопытен контингент велосипедистов смоленской глубинки. Из них 95 процентов ездят по делу! На работу, на рынок, на рыбалку. Выпендривающейся молодежи почти нет. В Москве же картина обратная: подавляющее большинство велосипедистов — "крутые". Им нужна публика, "себя показать" — разбегающиеся перед ними пешеходы, возможность, бросив руль, помахать руками и т. п.

В детстве я обожал велосипед. После 4 класса мы с Мишей А. регулярно гоняли из поселка Жаворонки на Николину Гору купаться в Москве-реке. Посмотрите километраж. В том же году у нас образовалась компания из трех пар, которая просуществовала четыре года. Мы молча проезжали улицы Жаворонок, затем ехали в леса, поля, на реку и вот там уже веселились "на всю Ивановскую". И политические анекдоты рассказывали (от трех до пяти лет), и в "бутылочку" играли, которую покупали в местном сельпо (0,75 литра самого дорогого крепленого).

Но вот я в 1990-х оказался в дачном поселке на границе с Владимирской областью. Там велосипедистов от 12 до 16 лет не видно ни на ближайших речках Клязьме и Киржач, ни на проселочных дорогах. Зато толпы их гоняют с дикими воплями по поселку. Их главное и единственное развлечение — дразнить бабушек и собак. Примерно таково и большинство московских велосипедистов.

Московский пешеход за шесть поколений привык быть хозяином на тротуаре. И шарахаться от проносящихся велолихачей ему не по нраву. Уже и так хватает ДТП с участием велосипедистов. Да, велосипедист не имеет номера и легко может сбежать с места ДТП. Но сбить его с велосипеда прохожему тоже легко.

Замечу, что велосипедисты появились в Москве в начале 1890-х годов. И их сразу обязали иметь номера и регистрироваться в милиции. Регистрацию и номера отменили лишь в 1970 году в подарок ко дню рождения Ильича.

Самое любопытное, что по действующему законодательству номера и регистрация при движении по Москве не обязательны не только для велосипедов, но и для всех самодвижущихся средств (далее СС). Речь идет о скутерах, мопедах, велосипедах и самокатах с электродвигателями, сегвеях и т. д. Главное, чтобы двигатель СС не позволял разогнаться свыше 45 км/ч. Какой умник написал такое? На велосипеде с мотором можно существенно увеличить скорость за счет силы. И это, кстати, записано в рекламе СС. А "крутые" любят с ветерком съезжать со спусков, которых в городе предостаточно. Тут и до 100 км/ч разогнаться можно!

Представьте себе, что на кого-нибудь наезжает объект весом 100 и более килограммов со скоростью хотя бы 45 км/ч. Что будет со взрослым человеком, я уж не говорю о старушке или ребенке?

Никаких ограничений на передвижение СС в Москве нет. Лично я в июне видел подростков, гоняющих на самокатах, пока еще без моторов, по вестибюлям станций метро "Краснопресненская" и "Проспект Мира". Трогательную заботу о велосипедистах "крутые" ребята — любители велосипедов и СС — воспринимают как вседозволенность. А данные о травмах и летальных исходах пешеходов держатся в секрете.

Что делать? 18 сентября выборы в Госдуму. Добавьте москвичам один вопрос: "Уместны ли велосипеды и СС на тротуарах и проезжей части города Москвы?" Результат подобного референдума очевиден.

Правда, я бы не стал запрещать велосипеды и СС в Москве. Но и поощрять их нельзя ни под каким видом. Телевидение регулярно должно показывать ДТП с участием велосипедов и СС. Все велосипеды и СС должны быть зарегистрированы и иметь хорошо различимые номера, а их водители должны сдать экзамен на знание ПДД. В эти правила нужно ввести пункт о том, что при столкновении пешехода и велосипедиста однозначно виноват велосипедист. Нового в этом ничего нет, посмотрите правила движения на воде. Всегда виновато судно, двигавшееся на подводных крыльях или на воздушной подушке, а не тихоходный буксир или неподвижная баржа.

Велосипеды и СС незаменимы в дачных поселках, на провинциальных шоссе и грунтовых дорогах с редким движением автомобилей. В городе же целесообразно строить специальные велотреки, разрешать велосипедистам гонять по стадионам в отсутствие соревнований, то есть попросту надо сделать так, чтобы велосипеды не мешали ни автомобилистам, ни пешеходам.

Автор Александр Широкорад
Александр Широкорад — физик, писатель, внештатный корреспондент Правды.Ру *
Куратор Людмила Айвар
Людмила Áйвар — российский юрист, общественный деятель *
Обсудить