Загубленное детство: Папа с мамой меня делят

Семейный киднепинг: Ребенок на вывоз

Вражда бывших супругов из-за общих детей в наше время, увы, не редкость. Такая обычная процедура при разводе родителей, как определение места жительства ребенка, превращается в настоящую войну без правил. О проблеме дележа детей при разводе родителей Pravda.Ru рассказал член Общественной палаты Московской области, правозащитник Андрей Губанов.

Ребенок как разменная монета

- Не секрет, что при разводе ребенок иногда становится разменной монетой между родителями. Случается, один из родителей даже увозит ребенка за границу. Есть ли такая статистика?

- Статистика, к сожалению, не совсем хорошая. В спорах, когда один из родителей является иностранным гражданином, очень часто предпринимаются попытки вывезти ребенка в страну проживания родителя-иностранца. Это является препятствием общению ребенка с родителем, который проживает в другой стране. Участились случаи, когда детей "похищали" в кавычках, потому что родители не могут похищать своих детей.

Недавно актер Панин опять забрал свою дочку и какое-то время удерживал ее у себя. Что делать в таких ситуациях? Рассмотрим на примере актера Панина. У меня лично большой вопрос к работе компетентных органов, в чью обязанность входит защита прав несовершеннолетних. Правоохранительные органы искали местонахождение ребенка, но не возбудили административное производство по статье 5.3.5 Кодекса административных правонарушений. А ведь именно в их должностные обязанности входит возбуждение административного производства.

У нас, к сожалению, вообще печальная статистика по привлечению одного из родителей за злоупотребление родительскими правами к ответственности, а именно возбуждение административного производства по статье 5.3.5. Это связано с малой грамотностью должностных лиц.

Когда родитель обращается к сотрудникам полиции в территориальное подразделение Отделов по защите прав несовершеннолетних МВД России, он пишет, что ему не дают общаться с ребенком и скрывают его местонахождение. Сотрудники полиции в 99 процентах случаев, боюсь сказать в ста процентах, не возбуждают производство. Они выносят постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

Тот родитель, который пытается найти своего ребенка, получая постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, не может его обжаловать, потому что правонарушение не уголовное. Можно обжаловать только действия должностного лица в рамках главы 25-й, но это все очень долго.

Фактически в данной истории основная проблема — это время. Дети растут, родители хотят общаться со своими детьми, но все эти судебные тяжбы продолжаются длительное время. Слуцкер увез своих детей в Израиль, после того как суд определил место жительства детей с мамой. Мосгорсуд 12 апреля создал прецедент, в соответствии с которым признал законным выезд несовершеннолетнего ребенка за рубеж, после того как его мать, в соответствии с постановлением правительства № 273, ограничила выезд своего сына за рубеж. 

- С чего началась эта история?

- На стадии развода они жили в одной квартире с ребенком. Потом папа забрал ребенка из детского сада, начал скрывать его местонахождение от мамы. Мама была вынуждена обратиться в суд, подав иск о расторжении брака, определении места жительства ребенка с ней и взыскании алиментов.

Суд установил: оба родителя являются заботливыми, занимаются воспитанием ребенка. Вместе с тем папа долгое время выстраивал свою карьеру, работая в различных финансовых компаниях, перешел на работу в дочернюю компанию ВТБ, где занимает руководящую должность. Доходы семьи позволяли маме не работать, и она до пяти лет занималась воспитанием ребенка.

Суд исходил из того, что, наверное, ребенку, который вернется в привычную для себя атмосферу, лучше жить с мамой. После вынесения судебного решения отец ребенка начал его обжаловать в апелляционные инстанции.

- А где в этот момент был ребенок?

- Отец забрал ребенка и заявил ходатайство, что он снял квартиру в Мещанском районе города Москвы и просит суд до вступления в законную силу акта об определении места жительства ребенка (либо с мамой, либо с папой), чтобы ребенок проживал с отцом. Суд согласился с доводами папы. Есть такая практика, когда ребенок в стадии судебного спора об определении его места жительства, если он проживает с одним из родителей, остается до разрешения ситуации с этим родителем.

Отец злоупотреблял своими правами. Например, маму не пускали в детский сад. Суд принял во внимание эти обстоятельства. После того как решение суда вступило в законную силу, Мосгорсуд отказал в удовлетворении апелляционной жалобы, потому что ребенок был перемещен за рубеж.

Вывоз ребенка за границу

Куда?

- Через Белоруссию в Туркмению, где проживают родители отца. Ребенок был передан на воспитание бабушке с дедушкой. Мать, узнав об этом, стала обращаться в различные компетентные органы, как города Москвы, так и Туркмении.

Туркмения ответила, что она признает решение суда на основании Минской конвенции о праве помощи. Являясь бипатридом, мама получила российское гражданство не так давно, имела определенные сложности. Мама обратилась в суд с иском о возврате ребенка в Российскую Федерацию, где судом было установлено место жительства ребенка, и признании незаконным выезда из Российской Федерации ребенка после наложения компетентными органами нашей страны ограничения на выезд несовершеннолетнего за пределы Российской Федерации.

Суд отказал маме в удовлетворении всех исковых требований. Сложно говорить, чем руководствовался суд. Был создан судебный прецедент. Из материалов дела следует, что государственная граница Российской Федерации ребенку закрыта. Департамент пограничного контроля ФСБ России подтверждает, что ребенок из Российской Федерации не выехал, то есть находится формально здесь.

В настоящий момент мы пытаемся получить комментарий от пресс-службы московского суда. Пока безрезультатно. К сожалению, Павел Астахов еще не отреагировал на обращение мамы данного ребенка.

- Стоит ли надеяться на помощь уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка?

- К сожалению, до этого Павел Астахов не нашел возможности или желания придать этой проблеме, этому ребенку, незаконному выезду из Российской Федерации должного внимания. Остается только надеяться на то, что Павел Астахов разъяснит тот момент, что создан судебный прецедент. Стоит ли родителям по всей Российской Федерации, помимо того, что они подают соответствующее заявление об ограничении на выезд своих детей, теперь еще и отзывать заранее выданное согласие. Ведь по закону согласие не нужно для выезда ребенка за рубеж.

Семейное право

- Что можно посоветовать родителям, чтобы не попадать в такие ситуации?

- Исходя из данного судебного прецедента, я рекомендовал бы родителям (в случае если у них непростая ситуация в семье) внимательнее относиться к согласиям на выезд ребенка за рубеж. В том числе, для оформления виз на выезд в страны Европейского союза или США. В те страны, где для выезда или для оформления виз такие согласия требуются, их отзывать. Хотя в законе нигде не прописан порядок этого отзыва, но у нас Московский городской суд пришел к выводу, что необходимо отзывать такие документы.

Если неизвестно место жительства родителя — такое тоже часто бывает — после развода уезжают в другой город и скрывают детей. Кого и каким образом уведомлять? К сожалению, об этом знают не все. В Гражданском процессуальном кодексе указано, что именно на стадии первых судебных заседаний можно решить вопрос об определении места жительства ребенка, взыскании алиментов и так далее. Потом уже нельзя.

Судебные тяжбы длятся порой долго, потому что кто-то обжалует решение, а один из родителей с ним не согласен. Фактически родитель, у которого находится ребенок, может спокойно препятствовать общению несовершеннолетнего с другим родителем. К сожалению, этот законный представитель практически не имеет мер воздействия, потому что он в судебном порядке не определил порядок общения, и остается только надеяться на добрую волю родителя, у которого находится ребенок.

- Семейное право — очень деликатная тема…

- К сожалению, не все адвокаты полностью владеют этой темой. Юриспруденция — наука большая. Сейчас участились случаи "детских рейдеров". Пришел какой-то дядька в детсад, нянечка вызывает полицию, которая выясняет, что это отец ребенка. Никакого похищения нет, а мама в поисках своего ребенка бегает с выпученными глазами, обращаясь в компетентные органы.

Ей отвечают: "У всех родителей одинаковые права. Идите в суд и определяйте место жительства ребенка". Мама может не определить досудебный порядок общения с ребенком и вся эта история продлится очень долго. Все споры по детям, которые выезжают за рубеж, к сожалению, длительные. И в среднем спор — это где-то полгода. Если ребенок находится у одного из родителей, который злоупотребляет своим правом, — средний срок разбирания в первой инстанции — два месяца. Обжалование длится как минимум еще месяца два-три. Средний срок — полгода, когда родители не общаются со своим ребенком.

- Какие шаги еще можно предпринять?

- В данном случае мы можем предпринять только один шаг — подать кассационную жалобу. Решение первой инстанции суда вступило в законную силу, соответственно, у нас есть срок — в течение полугода мы можем пытаться обжаловать данный судебный акт в вышестоящие инстанции. Это президиум Московского городского суда и Верховный суд.

Кто бы мог помочь?

- Мы разговаривали с моими коллегами из Общественной палаты Российской Федерации и с членами Совета по правам человека при президенте Российской Федерации. Мы приняли решение обсудить этот судебный прецедент на круглом столе. Это может быть либо в Общественной палате Российской Федерации, либо на каких-то других площадках.

Пригласить туда специалистов: представителей Департамента пограничного контроля ФСБ, сотрудников различных служб и ведомств Правительства Российской Федерации, юристов. Вывод должен быть сделан не одним экспертом, а целым рядом профессионалов и лиц, в чью обязанность входит контроль над порядком выезда несовершеннолетних за рубеж.

Подготовил к публикации Игорь Буккер

Беседовала

Автор Анжела Антонова
Анжела Антонова — журналист, интервьюер, корреспондент Правды.Ру *
Обсудить