Два года санкций: Как Россия выжила без Европы

Forbes: Россия пережила "санкционную бурю"

Взаимные экономические санкции между Европой и Россией действуют уже почти два года, И сегодня приходится признать, что курс на импортозамещение, взятый Москвой, пусть и со сложностями, но сработал.

"Санкционную бурю", пишет издание Forbes, российское правительство перенесло неожиданно хорошо, а российский продовольственный бизнес воспрял, благодаря снижению конкуренции со стороны Европы.

Однако, считают авторы материала, все-таки путь к полной замене европейской продовольственной продукции российской еще долог. В то же время, некоторые сельскохозяйственные фирмы России опасаются, что после ослабления давления санкций все их усилия по расширению бизнеса будуь подорваны.

«Хотя Россия и не может делать сыр бри и выращивать определенные виды фруктов, но она может вылавливать больше трески и выращивать больше цыплят на местных фермах», - пишет Forbes. Кроме того, отсутствие европейской конкуренции помогает еще и "удерживать рубли в стране".

Однако, считает издание, российский потребитель успел получить удар от санкционного режима, ведь  «импортозамещение - это длительный процесс, и поэтому цены поползли вверх». Но и тут России все же удалось несколько ослабить эффект от введенного ею же запрета на импорт европейских продуктов питания.

Издание Forbes среди прочего отмечает, что в прошлом году производство отечественной курятины выросло на 9%. А доля импортных сыров на российском рынке упала с почти 41% в 2014 году до 22% в 2015 году. Серьезнейшей проблемой для пищевой промышленности была инфляция. Также играют свою роль отсутствие роста зарплат и вялое расходование россиянами денежных средств на товары. Но с учетом того, что инфляция сейчас идет на спад и уже составляет 7,3%, российское правительство вполне может подумать, что план Москвы по импортозамещению продовольственных товаров отлично работает. Иначе говоря, все далеко не так плохо, как рассчитывали на Западе, вводя санкции.

«В этом плане - да, Россия может выжить без Европы», - констатирует издание. Однако европейские санкции оставили без дешевых кредитов российские банки и крупные корпорации, при этом нефтяным компаниям особого вреда нанесено не было: все это время Москва и Европа продолжают обсуждать газопровод «Северный поток - 2». Кроме того, Россия, конечно же, все еще остается ключевым поставщиком природного газа в Европу. При этом в нефтегазовом секторе самой серьезной для Москвы проблемой остаются низкие цены на нефть.

Для пищевой отрасли и сельского хозяйства России импортозамещение, возможно, как раз и является конечной целью. Российские власти давно поговаривали о том, чтобы развивать не только нефтегазовый сектор, однако действия в этом направлении продвигались «черепашьими шагами», пише Forbrs.

Тем не менее поскольку «правительство России и важный сектор ее экономики чувствуют, что могут преуспеть с импортозамещением европейских товаров, то это означает, что Москва вряд ли сделает первый шаг по санкциям. Правительство будет ждать, пока Европа первая их не снимет, а Европа будет ждать, пока этого не сделают Соединенные Штаты, а это вряд ли произойдет, пока не пройдут президентские выборы 2016 года», - отмечает Forbes.  

Напомним, как сообщала Правда.Ру, санкции, направленные против России и ответное эмбарго Москвы сильно ударило по европейскому производителю. 

Так, санкции против России только Германии стоили потери более миллиона рабочих мест. Снять торговые ограничения против России советуют Меркель даже ее сторонники. Остановить торговые войны против России призывают фермеры Италии и Франции, Болгарии и Польши.

Наши ответные меры не носили характер "баш на баш". Россия за цивилизованные методы торговых противостояний. Западные санкции помогли обнаружить зависимость ряда отраслей российской экономики от импорта. Начался процесс импортозамещения. Запад сам подтолкнул нашу страну очистить российский рынок от иностранных товаров и начать активное производство собственных.

Автор Евгения Румянцева
Евгения Румянцева — журналист, спортсменка, марафонец, бывший руководитель службы новостей Правды.Ру *
Обсудить