Дипломатия от Лукашенко: как успеть получить выгоду от недругов России

Привычка президента Белоруссии поспешно занимать освободившееся место, активно налаживая отношения там, где у России ухудшились отношения, известна давно. Поэтому едва ли удивительно, что на фоне охлаждений российско-турецких отношений, Александр Лукашенко решил активно развивать свои связи с Анкарой.

Свою умелую лукашенковскую дипломатию белорусский президент продемонстрировал уже не раз, извлекая свою выгоду из ухудшения отношений России с соседями. Достаточно вспомнить его активные контакты с новой украинской властью в 2014 году. И за это получил свои бонусы: поддерживая Киев, он постепенно наладил отношения с Западом и даже снятия кое-каких санкций со страны.

Приятные для Белоруссии стороны оказались и в санкционной войне России с ЕС: Минск очень оперативно наладил реэкспорт европейских товаров. На российские рынки стали попадать запрещенные к провозу в РФ товары под видом произведенных в Белоруссии. Причем это была такая нетипичная для Белоруссии продукция, как устрицы или хамон. Проблема серого импорта в РФ стала предметом для обсуждения на высоком уровне между двумя странами.

И вот - новая игра: Россия отворачивается от Турции, и Лукашенко сразу начинает налаживать белорусско-турецкие отношения. На полях саммита Организации исламского сотрудничества он провел переговоры с президентом Реджепом Эрдоганом. И встреча проходила, как отмечает турецкая пресса, не в президентской резиденции, а на яхте Savarona, входящей в список крупнейших яхт в мире и когда-то принадлежавшей основателю Турецкой Республики Мустафе Кемалю Ататюрку.

"Настал момент активизировать сотрудничество, актуализировать повестку дня, откорректировать дорожную карту отношений", - заявил Лукашенко на встрече с Эрдоганом. Он подчеркнул, что Белоруссия открыта к сотрудничеству с Турцией.

 По данным пресс-службы белорусского лидера, речь на переговорах шла о перспективах увеличения турецких инвестиций в Белоруссию, более активном взаимодействии в сфере туризма, в том числе путем увеличения интенсивности авиасообщения между странами. 

Главы государств договорились, что темы, которые обсуждались на встрече, получат дальнейшее практическое развитие во время предстоящего в мае заседания межправительственной белорусско-турецкой комиссии.

В свою очередь Эрдоган отметил, что подобные встречи на высшем и высоком уровнях вносят большой вклад в развитие двусторонних отношений. Он подчеркнул, что Белоруссия является островом стабильности в регионе. Кроме того, президент Турции подтвердил готовность посетить Белоруссию.

Эксперты высказывают мнение, что такие шаги Минска на фоне ухудшения российско-турецких отношений вполне осознанны, подчеркивая, что лидер Белоруссии стремится извлекать выгоду из любых связей. А его высказывания в Анкаре должны дать понять Москве, что Белоруссия независима в своих решениях. И сделано это достаточно нарочито: чтобы заметили все - и в России, и на Западе.

Конечно, есть и другие мнения:  налаживая отношения с Турцией, Минск ничего намеренно Москве не демонстрирует, а лишь пытается минимизировать потери белорусской экономики, которая сейчас находится в очень сложном состоянии как из-за падения нефтяных цен, так и из-за низкого курса российского рубля. Так что, все действия Лукашенко можно оправдать простым желанием "залатать дыры" в белорусской экономике любым возможным способом.

Выгода, которую получает Белоруссия из ухудшения отношений России с соседями, имеет как политический, так и экономический характер. Лукашенко хорошо удалось освоить роль европейского посредника, без которого сложно решить многие вопросы. Именно поэтому Минск стал главной площадкой для мирного урегулирования украинского конфликта, а минский формат по признанию всех заинтересованных сторон - единственно возможным для продолжения переговоров.

Такая политика принесла Лукашенко существенные дивиденды. К примеру, ЕС решил не продлевать санкции в отношении белорусских чиновников и компаний, в том числе против самого Лукашенко. Так из "последнего диктатора Европы", каким еще недавно его представляли на Западе, Лукашенко стал миротворцем.

Что касается того, какую выгоду сможет извлечь Минск из налаживания отношений с Турцией, то тут мнения также экспертов разделились.

Одни не исключают, что одним из последствий станет увеличение товарооборота между Турцией и Белоруссией, кроме того, возможен рост реэкспорта санкционных турецких товаров в РФ. Может это открыть дорогу и контрабанде из Белоруссии в Россию. Достаточно только наладить дешевую логистическую цепочку, которая будет проложена и через Украину, чему Киев, безусловно, будет только рад.

Другие же эксперты не верят, что  улучшение отношений между Минском и Анкарой откроет дорогу серому турецкому импорту Россию: российский таможенный контроль будет в этом случае серьезным препятствием.

Сомневаются эксперты и по поводу того, что  налаживая отношения с Турцией, Лукашенко поможет примирить Москву и Анкару. Как мы помним, о том, что Белоруссия готова помочь урегулировать российско-турецкий конфликт, не так давно заявлял министр иностранных дел Белоруссии Владимир Макей.

И дело тут не в неспособности самого Лукашенко сыграть роль посредника, а в том, что и Россия, и Турция очень жестко настроены друг против друга.

Напомним, как  сообщала Правда.Ру, Лукашенко, выступая на XIII саммите Организации исламского сотрудничества в Стамбуле, отметил, что  "без мусульман невозможно становление действительно многополярного мира, контуры которого столь мучительно формируются сегодня". По его словам, исламский мир может стать одной из опор стабильности и безопасности в мире.

Можно ли говорить о похолодании в отношениях между Путиным или Лукашенко? Будет ли подписано соглашение о создании российской авиабазы в Белоруссии? Как Минск собирается быть посредником между Россией и Турцией? Об этом в эфире видеоканала Pravda.Ru - Юрий Шевцов, директор Центра по проблемам европейской интеграции (Минск). 

Читайте последние новости Pravda.Ru  на сегодня

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *