Почему в мире растет спрос на "твердую руку"?

Спрос на диктаторов растет. Фухимори возвращается

К власти в Перу уверенно идет Кейко Фухимори. Немыслимая вещь: дочь "диктатора", отбывающего в тюрьме 25-летний срок заключения, может стать президентом и реабилитировать  отца. "Возвращение "фухиморизма" - это тяга перуанцев к "твердой руке", - бьет тревогу либеральная западная пресса. Почему же "твердая рука" уверенно набирает популярность в мире?

"Народная сила" Кейко Фухимори

Десятого апреля в Перу в первом туре президентских выборов победила лидер правой партии "Народная сила" Кейко Фухимори, ей отдано почти 40 процентов голосов избирателей (второй тур президентских выборов состоится в начале июня). На втором месте - проамериканский кандидат, бывший премьер-министр страны Педро Пабло Кучински, набравший 22 процента голосов.

"Если Кейко Фухимори будет избрана президентом, ее отец, бывший диктатор Альберто Фухимори, выйдет из тюрьмы. И не через помилование, но по прямому распоряжению конгресса", — сказал Густаво Горрити, директор Idl-reporteros.

Паника понятна: Кейко не соответствует американским демократическим стандартам и побеждает американского ставленника. Но в этой истории есть тем не менее другой вопрос. Почему сегодня многие народы испытывают ностальгию по сильной власти?

За что в Перу любят Фухимори?

Об Альберто Фухимори много говорили в 90-х годах. Тогда в Перу действовала группа "Сендеро Луминосо" ("светлый путь"). В СССР ее называли "повстанческой", поскольку происхождение свое она вела от Коммунистической партии Перу.

Как бы сейчас сказали, это было ее боевое крыло. Однако в Перу эти "повстанцы" всегда считались террористами. Фухимори пришел к власти в 1990 году, выиграв президентские выборы у нынешнего лауреата Нобелевской премии по литературе Марио Варгаса.

С помощью созданной им "опричнины", которую возглавил известный "революционер" Владимиро Ильич Монтесинос, Фухимори боролся с террористами их же методами, то есть сжигал деревни и убивал там всех подряд.

В 1992 году была арестована верхушка главарей "Сендерос". В результате через год группа практически потеряла свое влияние, проводя отдельные теракты. Так, в 1997 году Фухимори лично руководил штурмом захваченного повстанцами здания посольства Японии в Лиме. В ходе спецоперации все 14 террористов были уничтожены. Из 76 заложников погиб один человек.

Вторым достижением Фухимори были экономические реформы, проводимые по неолиберальному образцу. Эта схема была уже опробована в Чили и принесла там неплохие результаты. С учетом того, что предыдущее правительство Алана Гарсия обеспечило стране инфляцию в 8000 процентов и лишило страну права заимствования на внешних рынках, "шоковая" терапия Фухимори показалось населению не такой уж и шоковой.

Во всяком случае он стал развивать экспортные отрасли, создавать новые рабочие места и свободные экономические зоны. Широкая приватизация привела к протестам и неразберихе, поэтому в 1992 году Фухимори распустил парламент, приостановил действие Конституции, распустил Верховный суд и местные органы власти.

После этого в Перу было объявлено чрезвычайное положение. Такие действия позволили правительству довольно быстрыми темпами восстановить объемы производства и справиться с гиперинфляцией.

К середине 1995-го государство "заработало" на приватизации семь миллиардов долларов США — четыре миллиарда были вложены в производство, а еще три с половиной миллиарда поступили в государственную казну.

Третьим плюсом Фухимори были международные дела. Это победа в пограничном конфликте с Эквадором в январе 1995 года. Одновременно перуанский президент добился уступок и со стороны Чили в территориальном споре за южные земли.

Таким образом Фухимори подавил терроризм, стабилизировал экономику и сплотил нацию во внешних конфликтах

Он выиграл второй президентский мандат уже с новой Конституцией, которая давала ему широчайшие полномочия. Диктатора погубила коррупция, которая всегда свойственна тоталитаризму. Ходят слухи, что Фухимори возил в Японию доллары "чемоданами", но на коррупционных скандалах погорел не он, а его "опричники".

В 2000 году президент, находившийся в Брунее на форуме АСЕАН, был смещен со своего поста конгрессом за "стойкую моральную несостоятельность". В 2007 году экстрадирован в Перу из Чили. И в ходе нескольких процессов приговорен к шести, семи и 25 годам тюрьмы по обвинению в коррупции, злоупотреблении властью, нарушении прав человека и организации "эскадронов смерти".

Программа Кейко Фухимори

И вот его дочь скоро может стать президентом Перу. Она и на прошлых выборах совсем немного уступила нынешнему левому президенту Ольянта Умала. Кейко - опытный политик. Ее поддерживают молодые избиратели.

"Родители рассказали нам правду о годах терроризма и о президенте, который имел мужество покончить с ним. Это был отец Кейко, поэтому мы ее поддерживаем и являемся ее опорой", — написал Рене Дуланто на странице сообщества "Молодежь с Кейко" (Jóvenes con Keiko) в Facebook.

Бывший конгрессмен Фернан Алтуве рассказал ABC, что Фухимори представила свою кандидатуру на пост президента, чтобы "реабилитировать свое имя в глазах детей и быть чистой перед историей".

Кейко Фухимори 40 лет, она имеет высшее юридическое образование, замужем за американцем, имеет двух дочерей. В 2006 году вошла в большую политику, приняв участие в выборах в парламент. Депутат конгресса в 2006–2011 годах. Обещает не миловать своего отца, уважать права человека, подтверждая при этом, что "несправедливо таскает тяжелый рюкзак обвинений из-за коррупции третьих лиц".

Главный лозунг избирательной кампании Кейко — укрепление порядка и безопасности. И это не пустые слова в условиях возрождения "Сендеро Луминосо", которая устроила в Лиме теракт перед выборами. Она обещает "завершить процесс примирения" перуанцев, выплатить компенсации жертвам полицейского произвола, пострадавшим от насилия в период с 1980 по 2000 год. Хочет стимулировать экономический рост с социальной составляющей, так как делал ее отец.

"В правление Ольянто Умалы (нынешний президент) страна неплохо развивалась, довольно динамично диверсифицировала свои рынки, — сказал Правде.Ру Владимир Давыдов, директор Института Латинской Америки РАН, академик РАЕН. - Но традиционной болезнью латиноамериканского общества является коррупция. Именно на этом играет Кейко Фухимори. Она позиционирует себя как центр безопасности, стабильности, прозрачности власти, вот это то, на чем Кейко Фухимори выигрывает.

Что касается судьбы ее отца, то Владимир Давыдов считает, что Фухимори уже заплатил высокую цену, "лишившись части своей жизни". Поэтому я думаю, что у нее будет время может быть и для амнистии и для пересмотра судебных решений".

Автор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Темы перу
Обсудить