Почему мне не дают платить за "коммуналку"?

Двадцать три процента россиян не расплачиваются вовремя за коммунальные услуги. Первого января вступил в силу закон, увеличивающий штрафы для неплательщиков. Услуги ЖКХ зачастую оборачиваются беспределом. Сейчас на хама из ЖКХ жаловаться некому. Можно судиться с ними годами, затратить сотни тысяч рублей на адвокатов. А результат? Результата никакого.

Мои родители получили квартиру в далеком 1954 году. И вот они, а затем я 62 (!) года исправно оплачивали коммунальные услуги. А сейчас мне пришла "телега", что я злостный неплательщик с огромным долгом. Аналогичные претензии получили десятки владельцев квартир нашего дома.

У всех суммы платежей были существенно увеличены, но не за счет роста тарифов, а по произволу сотрудников ЖКХ. Например, мне включили в счет радиоточку, которую я официально отключил четверть века назад.

При социализме и в первые годы рыночной экономики такие вопросы оперативно решались по телефону: "Скажите номер квитанции… Ясно. У вас все в порядке, все оплачено, приносим извинения".

Да и вообще свыше полсотни лет бухгалтерия вместе с директором дома и главным инженером располагались у нас в подъезде в трех квартирах. Жильцы ходили туда в халатах и домашних тапочках.

Последние два года моя жена оплачивает коммунальные услуги с карты "Сбербанка" ("Автоплатеж"). Чтобы прояснить ситуацию с задолженностью, она пошла в "Сбербанк", где ее отправили в МФЦ Пресненского района и обязательно с владельцем квартиры, то есть со мной.

Ни конкретного телефона, ни электронного адреса этой конторы ни в банке, ни в интернете найди не удалось. Там хотят общения только лично. Каждому приходящему выдают талончик. Число талонов служит оценкой качества работы МФЦ. Погоняют человека по инстанциям пять раз — хорошо работает МФЦ, 10 раз — премию дадут.

Резиденция МФЦ находится в дорогом офисе, огромный зал, дорогие компьютеры, занято 10-20 процентов персонала. Остальные болтают по телефону, сводят сплетни. Работать же они не хотят. Нас послали в ГБУ "ЭВАЖД", куда добираться более часа. Я иду к руководителю Центра госуслуг. А тот меня (!) спрашивает, а есть ли у МФЦ договор с ГБУ "ЭВАЖД"? Он не знает. Это я должен знать.

Деятели из ЖКХ произвольно изменили номер счета. "А вам должны были объявление повесить у подъезда. — А вы лично проверили это? — В любом случае, у нашего подъезда постоянно висят 20 объявлений мелким шрифтом. Я что, каждый день обязан их читать?"

Я и в МФЦ, и в ЭВАЖД задавал очевидный вопрос, почему об изменениях мне, как плательщику, нельзя сообщить заказным письмом? В обоих случаях мне рассмеялись в лицо.

Представьте фантастическую картину, что я и руководство ЖКХ — две равноправные фирмы. И мне кто-то смеет говорить: "А вы читали объявление у подъезда об изменении наших условий?"

Я пишу про свои мытарства, но можно только гадать, каково приходится плохо ходящим старикам, не разбирающимся в играх ЖКХ. А как владельцам квартир, которые много месяцев проживают за границей? Такие люди составляют не менее трети жильцов нашего дома. Все они оказываются злостными должниками или платят неизвестно кому за неоказанные услуги.

Любопытный момент: по залам МФЦ разгуливают как минимум три охранничка с электрошокерами. Кого они опасаются? Грабителей? Так булочную скорее ограбят, а в МФЦ нет ни денег, ни булок, и эти электрошокеры предназначены для возмущенных клиентов, с которыми столь по-хамски обращаются.

Из МФЦ мы едем в ГБУ "ЭВАЖД" на 2-ю Бородинскую улицу, дом 17 и видим фешенебельный трехэтажный особняк с дорогими иномарками у входа. Там нам отвечают, что дама, ведающая нашим делом, на больничном, видимо, будет на следующей неделе, тогда и зайдите, то есть я опять должен брать отгул. Ну, а мудрый охранник изрек: "Она вас в банк пошлет".

То есть вновь по кругу: банк — МФЦ — ЭВАЖД и т. д.

На самом деле все вопросы при наличии желания и столь современных компьютеров можно решить за полчаса. Но это не выгодно сотрудникам ЖКХ — больше бегающих из лавочки в лавочку людей — больше талонов — выше качество работы.

И вот на сайте ГБУ "ЭВАЖД" я читаю: "Наличие квалифицированных кадров, имеющих многолетний опыт работы в ГУП ЭВАЖД, высокая техническая оснащенность позволили предприятию добиваться успехов и неоднократно занимать призовые места в городских конкурсах в различных номинациях: "Мой двор, мой подъезд", "Улучшаем свое жилище", "Лучший по профессии" и др.".

В советское время чиновник считал себя существом высшего порядка, нежели простой гражданин. Но когда оный гражданин обращался в горисполком, райком, обком, Комитет партийного контроля, спесь с хама быстро слетала. Он становился навытяжку, извинялся и бормотал: "Вы бы сразу сказали, что…"

Сейчас на хама из ЖКХ жаловаться некому. Можно судиться с ними годами, затратить сотни тысяч рублей на адвокатов. А результат? Так что я никогда не узнаю, по вине какого негодяя несколько десятков жильцов из нашего дома должны бегать по инстанциям, как зайцы. Они исправно платят за коммунальные услуги, на их деньги возводят дворцы, над ними издеваются… "Шагают бараны в ряд, бьют барабаны, кожу для них дают сами бараны".

Автор Александр Широкорад
Александр Широкорад — физик, писатель, внештатный корреспондент Правды.Ру *