Опера "Макбет": Зло побеждает добро?

Оркестр довел до конца тему победы. Макбет пал в поединке, зло вроде бы отступило. Злой король стал прошлым, стал историей. Великая музыка что-то подправила в душах. Зал встал, аплодируя. Мы посмотрели в Национальном академическом большом театре оперы и балета Белоруссии новую постановку. Оперу Джузеппе Верди "Макбет" по великой трагедии Шекспира.

Авторское отступление

Злая жизнь порождает злых людей. Это не аксиома, но все же. Слушаешь Верди — и думаешь как раз об этом. Можно об этом процессе сказать и так: злые люди делают жизнь невыносимой, изломанной, страшной. Опера — не философский трактат, но мы, так много знающие о мире, природе, войнах, политике и ее непрерывных цунами, ждем от этого музыкального ребуса неких откровений. Про маршруты судьбы, человеческие отношения, корни преступления, противоречия сердца.

Будто гадаем на музыкальной волне: если бы Жермон не попросил Виолетту отречься от своего любимого…если бы Джильда не постучала в дверь домика наемного убийцы…если бы Амнерис не осудила на смерть того, кого любила больше жизни…

Шелестят карнавальные тряпки, катятся по доскам сцены короны из алюминия. Опера — совсем не реальность, точнее — полная антиреальность. И все же — даже в нашей безумной и рациональной действительности - на груди человечества лежит живая роза, упавшая с куста оперного цветения. И вновь и вновь волнуют некоторую группу людей условные страсти, вписанные в безусловную стихию музыки.

И великий Верди, архаичный, фанатично преданный своему единственному кумиру- мелодии, всегда трогательный, рассыпающий жемчуг эффектных арий, вызывает злобу у практиков-циников. Не знаю, как вы, а я цинизма очень боюсь. Пытаюсь от него дистанцироваться. Опера — продукт доверия людей друг к другу. Опровержение власти цинизма. Люди решили, что можно спеть про боль утраты и горечь ожидания любимого — и поют. Одни поют, другие слушают. И этот доверительный союз пока существует. И пока с этим прекрасным явлением искусства не удалось расправиться.

И среди воинствующего практицизма Джильда стучится в страшную дверь. Без колебаний. И умирает за любимого. И Амнерис рыдает над темницей, в которой заживо замурован тот, кого она боготворила. Я все это к тому, что опера была и остается одним из корабликов наивности в безбрежном океане цинизма. Школой ассоциаций и аллюзий. Будем же ее беречь.

К слову: в Израиле деятельная и серьезная министр культуры, кажется, решила отвергнуть светлые миражи оперы — и предлагает прекратить оперу финансировать. Министру опера с ее элитарностью, обращением к общей культуре человека, к его ассоциативному мышлению не близка. Бывает. Вкусы разнообразны. О них не спорят, хотя если это вкус министра, то… Но, в общем, все имеют право на свое мнение. Будем толерантны.

Паутина и кровь

…В спектакле, поставленном режиссером Михаилом Панджавидзе и оформленном сценографом Александром Костюченко, два главных смысловых образа - паутина и кровь. В паутине бьются странные люди, в ней пляшут ведьмы, она разделяет толпу и знать. В самом начале истории, когда полководцы Макбет и Банко возвращаются с битвы, Макбет (я видела в этой роли Владимира Петрова) опьянен победой.

Опера Макбет: Зло побеждает добро?
Источник: фотоархив Pravda.Ru

Кажется, что мы в самом конце сказки: пришли враги, была битва — и мы победили. Макбет - как его показывает очень значительный вокалист и талантливый актер Владимир Петров — хорош собой, молод. Оптимистичен. Он легко и беззлобно смотрит на мир. А потом появятся ведьмы. И на лицо смелого воина ляжет тень. Он будто через себя, через сердце пропустит болтовню этих бородатых опереточных уродин. Он впитает в себя яд ночных испарений, видения болот.

Ведьмы напророчат корону — и мир покачнется. Жажда власти, огромная, беспредельная, станет навязчивой идеей. И Макбет убьет дядю-короля. И затаит злобу на Банко, недавнего друга и соратника, только за то, что тому ведьмы предсказали стать предком королей. И страх и злоба станут его спутниками. А леди Макбет (Нина Шарубина), которая в этом спектакле не чудовище, не подстрекательница, а просто хорошая жена, женственная дамочка, которой хочется быть первой в Шотландии, даже не понимает, что муж губит свою душу. Что придет возмездие. Что вихрь мщения снесет ее дом, ее любовь, ее жизнь.

Нина Шарубина в этой партии хорошо играет, вдохновенно выполняет сложный пластический рисунок роли. Владеет органикой и психофизикой поведения на сцене. Владимир Петров- Макбет так глубоко и чутко передает все нюансы падения, разложения личности героя, что подчас кажется, что понимаешь каждое слово, и не нужен никакой перевод.

Страшно и обреченно он вываливается из комнаты, в которой убил короля Дункана. "Кончено!". Рубикон перейден. Назад дороги нет. Коррозия сердца отражается на его любви. Жена для Макбета отодвигается в пустоту, во мрак. Там, одинокая и безумная, она бьется со своими призраками. Муж занят жестокими и абсурдными играми с короной. Корона, этот темный железный завиток, напоминающий челюсти, толкает его вперед.

И дряхлея, старясь с каждым новым убийством, этот Макбет по-детски верит в то, что он непобедим. Ведь нет на земле того, кто бы не был рожден женщиной. И никогда Бирнамский лес не пойдет войной на Дунсинанский холм, на дворец и преступного короля. И странной болью, жгучим недоумением вспыхивает его лицо, когда Макдуф (нежный, гордый Виктор Менделев) сообщает, что он не был рожден женщиной ("из чрева матери вырезан до срока"). И паутинный замок Макбета рушится.

Зло внутри человека, а не во внешнем мире

Туман рассеивается: ведьмы были только отголосками его собственных замыслов. Они ничего не сделали бы с ним, с его совестью, если бы он от них отмахнулся…Владимир Петров сыграл мощно и тонко. С таким Макбетом можно ставить шедевр Верди. Этого борца за корону и власть, несчастного и опьяненного ведьминскими кошмарами, прекрасно оттеняет скромный и надежный Банко (очень качественная работа Андрея Валентия).

Оркестр театра (дирижер Виктор Пласкино) звучит в спектакле живо и красочно, ровно. Сложнейшая партитура покорилась, а это безусловный успех.

Справился со своей задачей хор (хормейстер Нина Ломанович), абсолютно вжившись в фантомную, эксцентричную роль коллектива духов и призраков. И — в образ дисциплинированного, покорного народа. И в суровую армейскую шеренгу.

Хоровая сцена, в которой поется о бедной родине, просто тронула до слез.

Балет (балетмейстеры-постановщики Константин Кузнецов и Юлия Дятко) в этом спектакле получился немного похожим на танцы в формальном новогоднем утреннике. Ведьмы будто сбежали из современного мюзикла, в котором намешаны все жанры и стили. Они еще и на поклоне дурачатся, смешат. Мол, мы не страшные. Оно, конечно, так, но все же слишком много крови пролилось в этой оперной трагедии, и не стоит совершенно их окарикатуривать…

Зато шум от вращения декорации (плетенной вроде из той же паутины, что и занавес, но гораздо более тяжелой и негибкой) — предельно серьезный. И слишком часто солирует. Мешает. Сбивает настроение.

Художник по костюмам Вячеслав Окунев нарядил супругов в тяжеленные шубы (в статьях, появившихся накануне премьеры, даже есть точный вес этих одеяний), видимо, шел поиск достоверности, эффектности, учет климата. Вопрос "зачем" здесь риторический. Мех и кожа мало играют на пользу глубине образов. Другие костюмы тоже помпезны и масштабны. На мой взгляд — чересчур.

Режиссер Михаил Панджавидзе сделал решительные шаги навстречу великому сюжету, великой музыке. Искал свое, свою интонацию, свои акценты расставил. Многое получилось. Спектакль волнует.

Чудом и благословением звучат мир, свет, эстетика Верди. И его завет: да минует всех нас жизнь под властью зла. Да минуют нас подобные короли.

 

Автор Инна Шейхатович
Инна Шейхатович — культуролог, музыковед, литературный и театральный критик *
Обсудить