Судостроение в Крыму: От яхт до крейсеров ВМФ

После 2020 года программа вооружений в России начнет сокращаться. И предприятия, заточенные на обслуживание оборонной промышленности, должны уже сегодня думать о расширении "гражданского" производства. Об этом заявил вице-премьер России Дмитрий Рогозин, находясь в Крыму и рассматривая остатки некогда мощного и перспективного судостроительного завода "Море", что в Феодосии.

Судостроение в Крыму

По его словам, специализация завода "Море" и феодосийского кораблестроения в целом позволит разместить в Крыму гражданские заказы, прежде всего, для туристической сферы.

О том, в каком состоянии на сегодняшний день находится судостроительная отрасль в Крыму и в каком направлении будет развивать ее Россия, "Правда.Ру" спросила председателя Общероссийского движения поддержки флота Михаила Ненашева.

Эксперт отметил, что за годы, пока полуостров находился в составе Украины, судостроительная отрасль была основательно запущена: не производились текущие ремонты, не обновлялась техника. "Украинский период привел к окончательной остановке судостроения и судоремонта в Крыму", — констатирует Михаил Ненашев.

Поэтому сегодня задача номер один для России — восстановить разрушенные предприятия. Как известно, большинство крымских заводов были взяты под опеку предприятиями из других регионов России. Сегодня они все будут инвестировать в реконструкцию и модернизацию крымских заводов, возможно, где-то производство будет расширяться. И только после этого речь уже пойдет о непосредственном строительстве и ремонте кораблей на этих заводах.

"Сейчас новый период в Крыму. Он характеризуется тем, что мы планируем большие проекты, связанные с гражданской сферой судостроения", — отметил Михаил Ненашев в разговоре с корреспондентом "Правды.Ру". В первую очередь, уточнил он, речь идет о проектах на Керченском заливе: там будут строить и ремонтировать суда большого водоизмещения (сухогрузы и балкеры).

Севастопольский Морзавод

Ждет своей участи и Морской завод в Севастополе. "Его восстановлением занимается северодвинская "Звездочка", Морзавод стал его филиалом. Сейчас надо вложить около 10 миллиардов рублей, чтобы сам завод вначале привести в рабочий вид. Ведь нужно оборудование, нужны станки, нужно еще очень много для того, чтобы этот Морзавод пришел в рабочее состояние", — объяснил эксперт "Правды.Ру".

"Также сейчас будут решаться вопросы со строительством "Комет" (судов на воздушной подушке) на Феодосийском заводе "Море", — продолжил Михаил Ненашев. — На этом же заводе, как известно, всегда делали корабли для Военно-морского флота и на экспорт".

Как отметил эксперт "Правды.Ру", крымское морское хозяйство станет большим подспорьем для российской армии, поэтому не стоит сбрасывать со счетов его оборонную специализацию. Например, на крымских верфях будут ремонтироваться крейсеры и десантные корабли, которые выполняли боевые задачи по борьбе с терроризмом в Средиземном море, на территории Сирии и так далее.

Уже сегодня какие-то работы можно выполнять в Керчи, подчеркнул Михаил Ненашев. В перспективе нагрузка на крымские заводы будет расти соразмерно с их восстановлением.

В гражданской сфере у крымского морского производства тоже большие перспективы. Два основных направления — это туристическая отрасль и рыболовецкая.

По первому направлению сегодня главное — обеспечить полноценную работу крымской переправы, подчеркнул Михаил Ненашев. "А переправа — это паромы, это другие пассажирские суда, которые способны осуществлять грузоперевозки, — продолжил мысль эксперт Правды. Ру. — Сейчас нужно ставить на воду те суда, которые есть. Апрель — предтеча курортного сезона в Крыму, в мае он начинается официально, и нужно подготовиться, чтобы обеспечить в этом сезоне отдых наших соотечественников и тех, кто будет приезжать из других стран отдыхать в Крым".

Перспективы

Речь здесь идет как о строительстве больших пассажирских кораблей, так и небольших быстроходных судов на подводных крыльях, которые обеспечат оперативную и комфортную транспортировку людей по воде.

Что же касается рыбопромыслового флота, то здесь все зависит от общероссийской повестки дня. "Он сейчас в целом в России нуждается в переформатировании", — отметил Михаил Ненашев. Основная проблема в том, что отечественные компании предпочитают заказывать суда за границей, во многом потому, что еще с советских времен эта часть судостроения не имела сколько-нибудь серьезного развития.

"Сейчас вопрос строительства судов для рыбопромыслового флота в Крыму архиактуален, и самое главное, этот вопрос можно решать в Крыму. Есть кадры, есть удобные инфраструктурные места, где это можно делать. Просто это вопрос не быстрого воплощения. Для того, чтобы развернуть мощное строительство судов в Крыму, уйдут 5-7 лет. Но это будет обязательно сделано, потому что в этом есть огромная потребность", — заключил Михаил Ненашев.

Более того, в былое время на заводе "Залив" в Керчи выпускалось буровое оборудование и оборудование для платформы, для работы на шельфах, что открывает еще одно направление для развития крымского судостроения.

Десятки кораблей Черноморского флота ждут ремонта, ждут модернизации и сами заводы. Другими словами, сам Крым испытывает потребность в "воскрешении" судостроительной отрасли. Уникальное сочетание оборонной, туристической, грузовой и рыболовецкой направленностей морских заводов Крыма сделают эти предприятия многофункциональными, оперативно отвечающими изменениям настоящего.

Крым в такой ситуации станет стратегически важным полуостровом, который станет жемчужиной морского хозяйства всей большой страны.

Подготовила к публикации Марина Третьякова

Читайте статью на английской версии Pravda.Ru

Беседовала

Автор Галина Тычинская
Галина Тычинская — журналист, корреспондент, переводчик, видеоведущая Правды.Ру *
Обсудить