Что посеем, то и пожнем... А есть что сеять?

На полях крупных агрохолдингов и грядках садовых участков скоро откроется посевной сезон. Как обеспечивается продовольственная безопасность, в каком состоянии отечественное семеноводство? Насколько наша страна обеспечена семенами, какого они качества? Где и как их купить, чтобы не ошибиться? О новых интересных и полезных тенденциях садоводства и огородничества в эфире видеостудии Pravda.Ru рассказал президент ГК "Русский огород" Владислав Корочкин.

Что сеять - свое или зарубежное?

К семенам особенно подходит пословица "Где родился там и пригодился", то есть они должны быть районированы. Наша страна обеспечена собственным семенным фондом?

— На самом деле, есть масса заблуждений по этому поводу. Во-первых, надо понять, нужно ли семенной фонд полностью производить на данной территории или все-таки там, где получишь максимальное качество семян, которые дадут лучший урожай. Конечно, семена должны быть адаптированы к тем условиям произрастания, где будет производиться окончательный продукт, для которого они и предназначены. Поэтому селекция обычно производится там же, где будет выращиваться урожай.

Вторая сторона вопроса заключается в том, что практически все серьезные дистрибьюторы и семеноводческие компании стараются отследить весь ассортимент, который существует на сегодняшний день в мире. Сидеть только на своих сортах, мягко говоря, глупо. Ни один фермер с этим не согласится никогда. Если он будет знать, что где-то в Америке, Новой Зеландии или Японии создан сорт, который обеспечит ему дополнительно 30-процентную прибавку к урожаю просто за счет своих генетических свойств, то постарается эти семена купить по-любому.

— А если климат не подойдет?

— Он проверит. Ни один нормальный фермер, ни одно нормальное хозяйство сразу производственные посевы этим сортом не засеет. Чтобы заставить хозяйство или фермера купить семена, ему сначала нужно дать их бесплатно, чтобы он посеял немного рядом со своим полем, посмотрел, сравнил, лучше ли они. Только когда он убедится, что они более выгодны, то захочет уже использовать этот сорт. Поэтому вся система маркетинга семян строится на этом. Сначала никого не заставляют покупать семена.

Семеноводческие компании уже давно раздают хозяйствам бесплатные образцы. В первую очередь это касается овощных культур и цветочных. Другой вопрос — зерновые культуры. Здесь уже другая логистика, другие объемы. Это вагонные поставки семенного фонда, и чаще всего они все-таки производятся ближе к тем местам, где будет выращиваться урожай. Селекционные, семеноводческие компании, специализирующиеся на овощах, очень часто тоже не производят коммерческие партии семян на одной территории. Например, все любят голландские семена. Bejo, Syngenta и многие другие семена не выращиваются в Голландии, они выращиваются в регионах максимального благоприятствования.

Как убили российское семеноводство

— То есть глобализированная, но районированная селекция?

— Да, этот бизнес достаточно глобализирован именно с точки зрения обеспечения качества и себестоимости семян. Но нельзя произвести семена для России, где нормальное лето — три месяца, где-нибудь в Новой Зеландии, где идеальные условия и лето — шесть есяцев. Вопрос встает совершенно по-другому: кто является владельцем исходного генетического материала, как он защищен и насколько мы опережаем другие юрисдикции с точки зрения интеллектуальной собственности, которая заложена в этих самых семенах.

Идеология "во что бы то ни стало все должно быть советским, теперь — российским", по сути, и погубила наше семеноводство. Под этим лозунгом вместо того, чтобы формировать нормальную программу развития семеноводства, частного сектора, создания банка генетических ресурсов, который был бы распределен между государственными институтами, создававшими бы исходный генетический материал и распространявшими его между коммерческими компаниями, создавать между ними конкуренцию и обеспечивать максимальное количество скрещиваний для того, чтобы выделить наиболее продуктивные гибриды, - минсельхоз 25 лет пытался сохранить советскую систему, сформированную в начале 20-х годов ХХ столетия. Таким образом он и уничтожил нашу селекцию и наше семеноводство.

Только что депутаты два миллиарда выделили на развитие семеноводства. Слава Богу, наконец-то! Начинается все с семеноводства. Но традиционно семеноводство и селекционные семеноводческие компании не могут существовать в рамках одной юрисдикции. Нужно создать систему, которая позволяет эффективно экспортировать товарные партии семян за рубеж.

— А у нас есть что экспортировать?

— У нас всегда есть. У нас достаточно серьезные преимущества в силу того, что некоторые виды семян в Российской Федерации можно производить дешевле, чем в Европе. И у меня есть конкретные примеры, когда были заказаны производства семян и даже были покупатели, бравшие это все де-факто. И реально мы входили на полки постсоветского пространства — Латвия, Литва, Польша, как ни странно, Украина, Белоруссия, Казахстан. Ну тут попроще, и сейчас там работаем, потому что Евразийский Союз действует. А вот все те рынки мы потеряли, потому что нам не разрешил туда экспортировать наш минсельхоз.

Вообще, сделана такая система, когда просто запрещено выращивать те сорта, которые могут быть востребованы за границей. Это вопрос Госреестра. Закон о семеноводстве, который был принят нашей Госдумой в 1994 году, нам написали немцы. Он был написан вначале на немецком языке. Он, по сути, запретил выращивать все то, что не включено в Реестр селекционных достижений, допущенных к использованию на территории Российской Федерации. А то, что допущено здесь, не нужно там. Другие страны шли совершенно по другому пути.

— А как так получилось?

— Достаточно было вывести пару чиновников за границу, выгулять их как следует, и они на все соглашались. "Тасисы" всякие, другие европейские компании внимательно отследили и приложили все усилия, чтобы сделать из российского семеноводства консервную банку, где будет все запрещено. При импорте как бы все равны, но на экспорт ты практически ничего не можешь отправить, потому что есть процедуры и деньги, которые нужно заплатить за них, даже сейчас в разы превышают те затраты, которые несут европейские экспортеры.

Семеноводство - серезный многолетний бизнес

— Выведение нового сорта — длительный, хлопотный и дорогостоящий процесс?

— Это достаточно дорогостоящий и очень длительный процесс, который идет постепенно, год за годом. Есть компании в мире, которые занимаются селекцией одной или двух культур по 100 лет. Даже по 150-170 лет занимаются только селекцией, например, цветной капусты.

В популяции выбираются растения, которые отличаются в лучшую сторону, и размножаются только они. Второе направление — искусственное скрещивание, когда берешь родительские линии: материнское растение и отцовское, - скрещиваешь между собой и получаешь гетерозисный гибрид первого поколения, который в большинстве случаев используется сейчас в промышленном производстве. Это, так называемые, гибриды F1.

А вот накопить знания, какие признаки в какой линии содержатся, занимает много времени. После того как у тебя появятся банк данных и тысяча линий, ты уже можешь работать под заказ, уже точно знаешь, что, взяв эту маму и этого папу, в первом поколении получишь такой-то гибрид, с такой-то устойчивостью, такого-то цвета, такого-то размера и т.д. И накоплением этой информации, собственно говоря, должно было бы заниматься государство.

И эту информацию безвозмездно или на основе каких-то лицензий передавать на рынок, чтобы как можно больше субъектов ее использовали в своей работе. Но этим наша академия вообще не занималась! В этом ее коренное отличие от тех же китайцев. Там есть четкое понимание, где общественная значимость, что делается на общественно-государственные деньги и каким образом то, что сделано на общественно-государственные деньги, служит на благо всех членов общества.

— Семеноводческий бизнес доходный?

— После того как есть информация — очень доходный бизнес! Но этот барьер нужно преодолеть. Сначала надо накопить информацию должным образом, а потом дать ее достаточному количеству хозяйствующих субъектов. Собственно говоря, на этом и должна строиться политика государства, а у нас пытались законсервировать неэффективные институты, запретить использовать все сорта, которые есть. Там до абсурда доходило. Когда патент, который принадлежит Российской Федерации, умирал вместе с селекционером, потому что никто не знает, как правильно поддерживать эти линии. Политика была реально не давать и не пущать.

Что делать садоводам и огородникам

Часто бывает, что человек купил семена, но они или не дали ожидаемый результат, или вообще не взошли? На что ориентироваться обычному садоводу?

— Это старая история, на которой постоянно спекулируют наши контрольные надзорные органы, потому что обеспечивает качество семян производитель. Должно быть доверие к торговой марке. Реально сейчас среди компаний первой пятерки-шестерки, из тех, кто занимается семенами для садоводов-любителей, нет таких, которые бы выпускали на рынок некачественные семена. Просто это очень конкурентный рынок, а компании там существуют уже десятилетия. На них и надо смотреть. Если некомпетентный потребитель покупает где-то на рынке какой-то гибрид из мешочка, то претензии можно предъявить только себе.

Хотя надо понимать, что семена — это живой организм и условия для него нужны особые. Поэтому обычно в мире по любительскому ассортименту ставится нижняя планка по всхожести, скажем, 60 процентов по цветам в Европе. Никаких других обязательных требований нет. Дальше - это отношения между покупателем и поставщиком, то есть, по сути, гражданско-правовые отношения. Не нравится одна торговая марка - покупай другую. Но чаще всего люди на практике уже знают за 15-20 лет существования компании на рынке, чьи семена покупать.

Интервью к публикации подготовил Юрий Кондратьев

Беседовала

Автор Лейла Мамедова
Лейла Мамедова — журналист, экономический обозреватель Правды.Ру *
Обсудить