Точка зрения: Ликвидация ислама может поджечь Бангладеш

В Верховный суд Бангладеш направлено требование о лишении ислама статуса официальной государственной религии. Поводом для обращения стали террористические атаки, совершаемые сторонниками ИГИЛ, в России и ряде других стран законодательно запрещенного, и других группировок крайнего толка. Инициативу поддерживают индуисты и секуляристы — те же люди, что стоят за расправами над лидерами партии "Джамаа аль-Исламийя".

Главный редактор журнала "Проблемы национальной стратегии" Аждар Куртов в интервью Правде.Ру назвал требование запретить ислам странной мерой и усомнился в том, что подобное решение будет принято.

"В разных государствах, которые сталкиваются с террористическими вызовами, возникают подобные инициативы. Россия тоже не исключение — и в нашей стране есть политики, призывающие к радикальным мерам в отношении стран, которые входили в состав Советского Союза и Российской империи, а сейчас от них пытаются отгородиться, в том числе и какими-то рогатками", — рассуждает эксперт.

Бангладеш — относительно молодое государство, образовавшееся на обломках Британской Индии, распавшейся на два крупных конгломерата: мусульманскую и преимущественно индуистскую части. Впоследствии мусульманская часть Индии разделилась еще раз: на Пакистан и Бангладеш. Разделение далось населению трудно, сопровождалось тяжелыми последствиями в виде переселения народов, вооруженными столкновениями с многочисленными жертвами.

Бангладеш и в климатическом отношении страна очень проблемная, там часты наводнения, а небогатое государство не имеет возможности оказывать помощь пострадавшим. На протяжении нескольких десятилетий не иссякает поток беженцев из Бангладеш в страны ЕС.

При совокупности всех этих условий: бедности населения, назревших социально-экономических проблемах и растущей численности населения, — есть опасность, что гонения на религию станут поводом для попытки свержения власти, в том числе террористическими методами. Религиозные гонения способны поляризовать население и пополнить ряды радикалов теми, кто оставался в стороне от их деятельности.

"Они посчитают власть, которая принимает подобного рода решения, угрожающей святой для них вере, — опасается Аждар Куртов. — Нередко случается так, что достаточно мирный в прежней жизни человек берет оружие в руки и идет свергать власть или же поступает в ряды каких-то радикальных подпольных формирований. Я думаю, что найдутся достаточно трезвые умы, чтобы этого не произошло".

Соседние страны тоже могут оказаться вовлеченными во внутренний, казалось бы, вопрос Бангладеш. Индия, недалеко расположенная Шри-Ланка, страны Юго-Восточной Азии также в той или иной степени сталкиваются с политикой систематического устрашения. Терроризм — явление транснациональное, межгосударственное, имеющее сетевые террористические организации, такие как, например, "Аль-Каида", и вот они и получат дополнительный козырь для вербовки в свои ряды новых адептов под предлогом того, что государственная власть в соседней стране ведет себя безбожно, а это может нанести ущерб безопасности многих государств.

"Нужно адекватно реагировать на террористические вызовы. Если мы даже представим себе, что ислам будет запрещен в Бангладеш, это же проблему не решит, просто болезнь уйдет в подполье и там будет развиваться. Это будет новый виток противостояния, но с еще более трагическими последствиями. Бессмысленно бороться с идеей, нужно бороться с носителями радикальных трактовок этой идеи.

В конце концов, ислам существует 14 с лишним столетий, и далеко не во всех мусульманских странах мы видим проявление такого разгона радикального терроризма. Нужно отделять зерна от плевел, нужно видеть первопричины радикализма, а не записывать огульно всех мусульман в ряды террористов и, тем более, записывать туда веру как таковую", — сказал Аждар Куртов в беседе с корреспондентом Правды.Ру.

Читайте последние новости Pravda.Ru на сегодня

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить