Роботы приходят в авиаотрасль

 

Изготовление многих технических устройств требует ряда трудоемких, но рутинных операций. Почему бы не освободить от них людей, поручив им более сложные задачи? Возможно, это и произойдет благодаря специальным роботам, которые будут заниматься сборкой механизмов. Это уже реализовано в автопромышленности, теперь на очереди — сборка самолетов!

Помощник сборщика

VALERI — это новый совместный проект Лаборатории робототехники (JRL) и Airbus Group, в котором участвуют японцы и французы. Целью его является создание роботов, которые будут помогать человеку в решении сложных технических задач.

Конечно, современные авиалайнеры собираются на конвейере, но это довольно дорогостоящий и трудоемкий процесс, в частности по сравнению со сборкой автомобилей. Обычные роботы обладают ограниченной маневренностью, поэтому задействовать их в строительстве самолетов нельзя. Тем более если речь идет о внутренней сборке, требующей установки большого количества мелких деталей и "проникновения" в труднодоступные места.

В результате компании выпускают подробные иллюстрированные инструкции по сборке и техобслуживанию самолета, а также вынуждены нанимать на работу сотрудников определенных габаритов, которые смогли бы без труда поместиться, например, в крыльях лайнера… Но не факт, что такой сотрудник окажется хорошим специалистом по сборке.

Ожидается, что новый роботизированный помощник (который, между прочим, будет относиться к разряду гуманоидных — человекоподобных) сможет передвигаться внутри закрытых помещений с неровными поверхностями, при этом не натыкаясь на окружающие предметы. В его обязанности будет входить, например, затягивание болтов, очистка деталей от мелкой пыли и вставка их в нужные отверстия, и, наконец, проверка правильности выполнения задания.

Почти как человек

Пока за основу взяты модели роботов HRP-2 и HRP-4. Важно добиться того, чтобы роботы смогли не только ходить, но и передвигаться самыми различными способами. Поэтому авторы проекта разрабатывают новые алгоритмы, которые помогут роботу двигаться "по-человечески", что позволит ему в процессе работ перемещаться по салону ползком, становиться на локти и колени, подниматься и спускаться по лестницам и стремянкам, и так далее…

"Учитывая уникальный тип авиационной сборки и специализированный характер выполняемых задач, Airbus Group установила определенные условия, — прокомментировал директор JRL Абдеррахман Кхеддар. — Например, роботы должны уметь передвигаться в узких пространствах фюзеляжа, выполнять сложные задачи из самых разных позиций. Одним словом, производителю нужны человекоподобные роботы, которые могут двигаться подобно людям и выполнять сложные функции".

Когда же ожидать появления таких роботов? Скорее всего, это произойдет лет через 10-15. Ведь даже если модель будет построена, потребуется серия серьезных испытаний прежде чем пустить ее "в дело". Самолет — это не шутка! От действий робота будет зависеть не только техническое состояние машины, но и безопасность людей. Кстати, роботов такого рода можно будет использовать для строительства не только самолетов, но вертолетов, и даже… космических кораблей, считают разработчики.

В одном "флаконе"

Впрочем, кое-какие впечатляющие успехи в области робототехники, возможно, будут достигнуты гораздо раньше. "Объединенная приборостроительная корпорация" (ОПК) намерена в ближайшее время разработать роботизированные устройства, обладающие искусственным интеллектом, граничащим с человеческим.

Прежде всего, эти машины будут обладать техническим зрением, которое поможет им самостоятельно ориентироваться в пространстве, даже если откажет спутниковая навигация. Помимо этого, они смогут распознавать объекты по их видеоизображению, самостоятельно разрабатывать маршруты движения с учетом наличия различных препятствий, а также взаимодействовать с другими автоматизированными средствами, скажем, наземные роботы будут работать в связке с воздушными устройствами.

Так, данные видеонаблюдения, полученные с борта летательного аппарата, помогут роботу выстроить маршрут. Сейчас проводятся испытания с участием разработанного ОПК квадрокоптера и квадроцикла Stels 600 российского производства.

Следующий этап — это взаимодействие квадрокоптера с четырьмя роботизированными комплексами-квадроциклами. SLAM-технологии, заложенные в программную платформу робота, позволят ему создавать трехмерные электронные карты местности, по которой ему предстоит передвигаться.

"Специалистам ОПК удалось разработать перспективную технологическую платформу, которая включает в себя не только искусственный интеллект, но и техническое зрение, аппаратные технологии нейросетей и гибридных компьютеров", — комментирует руководство корпорации.

Автор Ирина Шлионская
Ирина Шлионская — автор Правды.Ру