Депутат Госдумы рассказал, что стоит за "войной" с "Яндексом"

Алексей Казаков: "Яндексу" и "Гуглу" никто войну не объявлял

Реакцию на грани истерики вызвал законопроект, в котором предлагается приравнять новостные агрегаторы к средствам массовой информации. Так ли это? Какие изменения предлагаются на самом деле? Чем это может обернуться для обычного пользователя? Об этом в эфире видеоканала Pravda. Ru рассказал одним из авторов законопроекта, депутат Государственной думы Алексей Казаков.

— В некоторых изданиях даже появлялись заголовки вроде "Депутаты объявили войну "Яндексу" и "Гуглу". Действительно "войну" объявили?

— Нет. Такие заголовки применяются тогда, когда есть желание повысить рейтинг, посещаемость. Поэтому очень часто многие СМИ стали придумывать то, чего нет. Никто никакой "войны" не объявлял. Наш законопроект просто заполняет юридический вакуум.

Сегодня не существуют понятия "новостной агрегатор". К новостным агрегаторам относятся порталы, которые агрегируют новости и имеют посещение не менее одного миллиона в сутки. То есть это серьезные игроки медиа-пространства.

У некоторых вызывает беспокойство, что новостные агрегаторы должны отвечать за то, чтобы не попадала информация, запрещенная законами Российской Федерации. Но речь идет о терроризме и экстремизме, пропаганде суицидов! Почему-то особенно беспокоит некоторых наших коллег, что предусматривается ответственность новостных агрегаторов за достоверность общественно-значимой информации. Это начали называть почему-то цензурой.

Если запрет на ложь это — цензура, то без цензуры лжи нельзя. Но на самом деле, это работа над тем, чтобы информация подавалась качественная, объективная, правдивая. Требованиям контролировать информацию на правдивость больше всего почему-то обеспокоены либеральные товарищи, которые стали сразу почему-то говорить "вводится цензура". Вот они подняли в интернете целый гвалт, хотя ничего подобного нет.

— Выдвигается аргумент, что агрегаторы получают новости от партнеров — зарегистрированных СМИ, которых может быть несколько тысяч. И в таком случае, почему агрегаторы должны отвечать за издание, которое дает недостоверную информацию?

— Возьмем, например, вашу редакцию. Вы значительно меньше по посещениям, чем любой новостной агрегатор, попадающий под законопроект. Однако у меня нет никаких сомнений, что у вас есть юридический отдел и вы не допустите выхода той или иной новости, если она будет противоречить закону или не будет достоверной.

Однако поисковики почему-то говорят: "Мы об этом думать не хотим". Но если вы можете, другие СМИ могут, то почему это не могут сделать поисковики? Да, у них выше трафик и они больше на этом зарабатывают. Кстати говоря, в законе сказано, что к поисковикам-агрегаторам новостей относят те, кто зарабатывает деньги от рекламы на территории Российской Федерации. И можно с уверенностью сказать, что зарабатывают они на этой рекламе гораздо больше, чем любое СМИ.

Все солидные издания следят за качеством своих новостей. У поисковиков есть возможность работать со СМИ, которые имеют авторитет и подают достоверную информацию. И не работать с однодневками, которые, может быть, и создаются только для того, чтобы сделать какой-то вброс в медиа-пространство и уйти в сторону. Мы требуем, чтобы обмана не было, чтобы была правда. Чтобы никто не сочинял всякие сплетни, а потом спокойно умывал руки.

Кроме того даже появление недостоверной информации, не означает автоматического наказания агрегатора. Роскомнадзор обращает на это внимания поисковика. И в досудебном порядке поисковик может заблокировать эту информацию, не получить никакого штрафа и не иметь никаких проблем. То есть по сути в этом вообще нет никакой проблемы. Шум поднимается именно с цель манипуляции созданием. Работа на информационно-идеологических полях сегодня применяется по всему миру.

— На социальные сети эти требования тоже будут распространяться?

— Это может начаться распространяться на социальные сети с той минуты, когда социальная сеть начнет агрегировать собственные новости, когда в социальных сетях появятся собственные ленты новостей. До тер пор пока этих собственных лент новостей нет, социальные сети под это не подпопадают.

— Для многих изданий новостные агрегаторы стали источником трафика…

— Потерять могут только те, кто лжет. Потерять могут те, кто обманывает, занимается провокациями, фальшивками и различного рода манипуляциями.

Это воздействие на умы. Невозможно отрицать, что доктрина информационно-идеологической манипуляции, о которой заявил еще Аллен Даллес, сегодня расцвела и эффективно работает. Разве у кого-то есть сегодня сомнения, что информационное поле является значительным с точки зрения формирования общественного мнения, трендов и отношения к власти? Нет. Никто этого не будет отрицать. Абсолютно разумно требовать, чтобы информация была правдивой, чтобы за ее распространение несли ответственность.

Если в магазине человек купил бутылку контрафактной водки, магазин несет ответственность? Конечно. Так и здесь. Но сегодня у нас почему-то считается нормой выплескивать на наших граждан ложь, фальшь, обман, сплетни и так далее. Постоянно обманывать постоянно людей стало уже привычным делом!

За правду нужно бороться. Пусть оппозиция дает свою информацию, но только честную и правдивую. Это поможет всем. Любая информация, в том числе негативная, полезна, когда она правдива. Опасна ложь. Поэтому если кто-то говорит, что требование правдивой информации — это цензура, то надо посмотреть на этого человека, который боится и не хочет правды. Если пользователи будут получать только правдивую информацию, то это будет хорошо для всех.

Интервью к публикации подготовил Юрий Кондратьев

Автор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *