Шопоголиков даже кризис не исправит

Бурный экономический рост и технический прогресс породили общество махровых потребителей. Материальные блага любой ценой — вот основной смысл существования общества потребления. Человечество бросилось в погоню за новым, лучшим или просто очередным. 

В момент покупки человеком овладевает азарт, бессознательное желание обладать. Просто чтобы было. Понимание истинной ценности приобретения приходит позже, когда мозг возвращается в рациональный режим. И счастливчик, окинув новенькую хлеборезку уже незамутненным взглядом, искренне удивляется: "Зачем? Как я мог? И что с этим теперь делать?". Но поздно. И выкинуть жалко, и девать некуда. Разве что кому-нибудь передарить. 

Рост массового потребления явил миру новую психологическую болезнь -ониоманию (шопоголизм). Когда желание что-либо купить, становится просто непреодолимым. А бесконечное хождение по магазинам и покупки превращаются и в отдых, и в развлечение, и в смысл жизни.

Психологи надеются, что мировой экономический кризис сможет хоть немного охладить пыл шопоголиков. А пока эти знатоки потаенных струн человеческой души напоминают нам о шести бессознательных причинах, которые вынуждают нас совершать лишние приобретения:

Ощущение счастья

Для многих обладание самой последней моделью телефона, самым престижным автомобилем или супермодной одеждой равносильно счастью. Но бесконечная гонка за новинками рынка превращает человека в раба вещей. Очередная игрушка доставляет мимолетную радость лишь до тех пор, пока в магазинах не появляется следующий объект вожделения.

Рекламный гипноз

Практически все мы уверены, что обладаем стойким иммунитетом к рекламе. Но на самом деле ее призывные слоганы и образы пронизывают наше подсознание. Обычный человек сталкивается с несколькими сотнями рекламных сообщений в день.

Многократное повторение одного и того же в конечном итоге делает свое черное дело. Потребитель начинает искренне верить, что его жизнь действительно станет лучше, если он купит то, что ему предлагают. Осознание своей уязвимости перед уловками "мастеров продаж" поможет устоять перед маркетингом, который подталкивает нас приобретать ненужные вещи.

Страстное желание произвести впечатление

Согласно теории американского психолога Абрахама Маслоу, когда в обществе все базовые потребности человека, к примеру, в еде и крыше над головой удовлетворены, рекламщикам не остается ничего иного как заставить нас поверить в то, что все остальные нужды тоже имеют фундаментальное значение.

И через удовлетворение этих второстепенных потребностей можно демонстрировать свое богатство, статус или успешность. Именно по этой причине многие люди покупают все самое-самое лучшее, чтобы произвести впечатление на окружающих и причислить себя к части элиты.

Зависть

В течение дня человеческий мозг на бессознательном уровне производит тысячи сравнений. Проблема возникает тогда, когда сравнение оказывается не в пользу оценивающего. Возникает чувство зависти к тем, кто может позволить себе некоторые излишества.

Считая, что в современном обществе успешен лишь тот, кто может позволить себе купить больше, завистливые люди постоянно недовольны тем, что у них есть. Они живут не по средствам, буквально выпрыгивая из штанов. А все это для того, чтобы не отставать от вымышленных конкурентов.

Компенсация недостатков

Вместо того, чтобы заглянуть внутрь себя и попытаться разобраться в своих собственных проблемах, многие ищут выход из личных сложностей в надуманном образе. Нередко в этом случае автомобиль, одежда или электроника превращаются в способ компенсации чувства одиночества, тоски, утраты или неурядиц в межличностных отношениях.

Но в том-то и парадокс, что, работая по 10 часов в день, человек пытается побороть одиночество и усталость походом в магазин. Где он для себя покупает то, что ему совершенно не нужно.

Эгоизм

Все мы гораздо большие эгоисты, чем думаем. Внутри каждого сосуществуют противоречивые чувства, но очень мало кто способен это признать. Иногда мы покупаем много просто потому, что на какое-то время позволяем нашему "я" одержать над нами верх. В этот момент мы не задумывается ни о необходимости и количестве новых приобретений, ни о том, к чему они могут привести.

Автор Наталия Синица
Наталия Синица — журналист, редактор, переводчик, работала в интернет медиаходинге Правда.Ру *
Обсудить