Россия - ОПЕК - Иран: Как разрешится нефтяной "треугольник"

Как разрешится нефтяной "треугольник"

Резкое снижение цен на нефть в начале 2016 года обозначило политический курс основных нефтяных стран. В то время как на Ближнем Востоке разыгралась ожесточенная борьба Саудовской Аравии с Ираном, в России год начался с резкого секвестирования бюджета. Вызвано ли обесценивание нефти нарушением баланса спроса и предложения? Или виновны другие факторы? При этом очевидно одно: нефть потеряла статус "черного золота".

Битва за покупателей

Конец 2015 года был обозначен выходом на глобальный нефтяной рынок нового сильного игрока - Ирана. Находясь долгое время под санкциями США и непрерывным экономическим и политическим гнетом со стороны саудитов, Тегеран, наконец, дождался своего звездного часа. А битва за покупателей нефти стремительно превратила ирано-саудовское противостояние в ожесточенную борьбу за власть на Ближнем Востоке.

Доказательством невиданного ранее обострения отношений стала казнь шиитского проповедника Нимра Бакр аль-Нимра в Эр-Рияде в начале 2016 года, ответом на которую последовал поджог посольства Саудовской Аравии в Тегеране и запрет на импорт из Саудовской Аравии в Иран.

Однако Иран далеко не единственная проблема Саудовской Аравии. В действительности, Эр-Рияд находится сразу под несколькими внешними угрозами. С одной стороны, ближайшие союзники Саудовской Аравии, Катар и Кувейт, все пристальнее смотрят в сторону Ирана в поиске укрепления экономических связей с Тегераном.

Вдобавок к этому в данных странах весьма большой вес имеют шииты, что является дополнительным козырем для Ирана. С другой стороны, дипломатические отношения Эр-Рияда и США все больше покрываются трещинами и противоречиями, вызванными целым парадом казней, произошедших в арабской столице за последние месяцы.

Все это, безусловно, вынуждает Саудовскую Аравию хоть как-то привлекать союзников на свою сторону. Одной из таких мер стало предоставление скидки на нефть саудитами своим покупателям из Азии и США. Однако, принимая во внимание нынешнюю стоимость на нефть (менее 30 долларов за баррель) и неутешительные прогнозы ее роста, Эр-Рияд рискует потерять больше, чем выиграть.

Китайский фактор

Среди факторов, прямо или косвенно влияющих на падение цен на нефть, китайский фактор далеко не последний. Напротив, только с начала этого года обвал индексов Шанхайской фондовой биржи на 20 процентов (на 40 процентов с середины 2015 года) заставил весь мир содрогнуться, пошатнув нефтяные биржи.

Однако более пугающим фактором, влияющим на удешевление нефти, является то, что китайский экономический кризис может привести к резкому падению спроса страны на сырье. В этом случае цена за баррель нефти может не превысить 20 процентов. Увы, данный сценарий, возможно, уже близок. Только в ноябре 2015 года китайский спрос на нефть упал на 2 процента по сравнению с ноябрем 2014.

Согласно прогнозам некоторых экономистов, в 2016 году максимальный индекс спроса на нефть Китаем может составить лишь 300 000 баррелей в день, в то время как в 2015 году эта цифра составила 500 000.

Что делать России?

Россия продолжает двигаться на Восток, все больше укрепляя экономическое сотрудничество с гигантом Китаем. Ряд новых двусторонних соглашений в области энергетического и финансового сотрудничества между Китаем и Россией, подписание трехлетнего соглашения о валютном свопе на 150 млрд юаней ЦБ России и Народным Банком Китая в конце 2014 года, безусловно, задает тон экономическому фокусу России на 2016 год.

Что ж, возможно, выбранный курс может оказаться вполне правильным для российской экономики. Пекин, как никто другой, нуждается в сырье, поставляемом Россией, в первую очередь, в нефти и газе.

Принимая во внимание географическую близость и благоприятные взаимоотношения между Москвой и Поднебесной, Россия возможно, выкарабкается из экономической ямы, в которой она оказалась сегодня. Остается лишь надеяться на стабильный курс юаня.

Автор Ольга Малик
Ольга Малик — независимый журналист и политический обозреватель, специалист по политике Ближнего Востока, Турции и России, внештатный корреспондент Правды.Ру