В каждой девушке скрыта Царица ночи

С 6 по 31 января в Камерном музыкальном театре имени Б. А.Покровского проходит фестиваль, приуроченный ко дню рождения Бориса Покровского. В этом году нам покажут восемь спектаклей Покровского: "Ростовское действо" Димитрия Ростовского, "Волшебная флейта" и "Дон Жуан, или Наказанный развратник" Моцарта, "Похождения повесы" И. Стравинского, "Нос" Д. Шостаковича, одноактные оперы Дж. Пуччини "Плащ" и "Джанни Скикки" и "Юлий Цезарь и Клеопатра" Генделя.

Великие постановки живут десятилетиями

Несмотря на аншлаги (лишний билетик спрашивают далеко от входа), вашему автору посчастливилось посмотреть два представления "Волшебной флейты", поставленной Борисом Александровичем еще в 2004 году. Даже вне зависимости от исторической актуальности у театрального искусства есть такое свойство, как эфемерность, спектакли рассыпаются от времени — у них есть естественный срок жизни.

Но великие постановки живут десятилетиями, а грандиозные режиссерские и художественные решения позволяют производить возобновления. И "Волшебная флейта" в постановке Покровского относится к числу тех постановок, которые мало страдают от времени, и поэтому это очень важный, очень интересный и очень поучительный для многих спектакль, позволяющий учиться у гения, и мы надеемся, что в театре сохранят его надолго. Он стоит того.

Японцы говорят, что работу настоящего мастера видно, когда он болен или пьян. Эту пословицу, наверное, нужно понимать так, что талант наиболее очевидно проявляется в (относительных) творческих неудачах — неудачах по меркам гения. Хотя Покровский был очень "ровным" режиссером, тем не менее, и у него были относительные успехи и неудачи, и принято считать, например, постановку "Волшебной флейты" не самым сильным спектаклем Камерного театра.

Это понятно, хотя сам Борис Александрович и писал: "Не хочу играть в чрезмерной современности, в желании идти в ногу со временем, потому что я уверен, что время идет в ногу с Моцартом", он признавался, что не понимал либретто "Волшебной флейты", а его светлому дару были абсолютно чужды приписываемые автору текста Шиканедеру и Моцарту масонские настроения.

На самом деле, фабула "Волшебной флейты" перестает казаться абсурдной, как только ты понимаешь социальный заказ этого спектакля. Шиканедер был отличный антрепренёр, Ауф дер Виден — демократический театр, и ему был нужен семейный спектакль, что-то вроде сегодняшних мультиков студии "Пиксар", ориентированных на маленьких детей и переносящих зрителей в фантастический мир, захватывающий воображение маленьких детей, или примерно то, что два с половиной века спустя Моцарта и Шиканедера Дисней сделал в виде мультфильма "Бэмби".

И оказывается, что либретто, на самом деле, очень актуально — только для целевой аудитории — пятилетних детей. В самом деле, запертый на замок рот Папагено абсурден только для взрослых, а для непослушных пятилетних малышей — это жизненная реальность, как и принципиальная важность в жизни испытаний в виде игры в молчанку и справедливость наказания за хвастовство и обман.

Ходульная важность и суровость моральных назиданий смешна только для взрослых, но для пятилеток, еще не научившихся из личного опыта отличать добро ото зла и пока еще несовместимых с самой идеей порока, они вовсе не ходульны и не ложнопафосны, а законы мудрости, любви и доброты являются для малышей истинными без релятивистских оговорок, свойственных взрослым.

Жанр семейного спектакля

С детьми надо говорить на их языке. Покровский это отлично понимал, но он, видимо, не помнил специфики нравов детей в том или ином возрасте — и в Камерном музыкальном это спектакль для зрителей от 12 лет, а в этом возрасте люди хоть ростом еще и маленькие, но уже солидные, их на мякине не проведешь, а "Бэмби" им кажется несерьезным и несуразно сентиментальным.

Кстати, в известном фильме Формана есть эпизод с мальчиком именно этого возраста в театре. Но то, что с удовольствием смотрят подростки, слишком тяжело для восприятия малышей, которые быстро устают, и им нужна большая динамика на сцене. Но умная сказка Покровского все-таки дотягивается до сердец малышей, и что им за дело до высокомерия взрослых, забывших, как они переживали над подметенными конфетти, выброшенными после Нового года в мусорное ведро!

С четырехлетними детьми ходить на "Волшебную флейту", наверное, еще рано — они боятся и переживают, и еще не всегда понимают юмор Папагено, они не в состоянии еще понять всю условность вызывающих у них откровенный ужас эпизодов с попытками лишить себя жизни — у Памины и птицелова, но с пяти лет их уже надо приучать к большому искусству, и вряд ли есть что-то лучше этой оперы Моцарта, где маленькие люди сразу, сердцем, не рефлексируя, чувствуют настоящие шедевры — Царицы ночи, плача Памины, арий Зарастро, трио Памины, Тамино и Зарастро и так далее.

У Покровского актеры постоянно передвигаются по залу, и трогательная маленькая девочка в платочке трогала, утешая, за платье Памину, когда та горевала о том, что принц Тамино не хочет с ней разговаривать. А потом — вы не поверите! — Папагено подошел к этой девочке в платочке, взял ее за руку и стал с ней танцевать веселые танцы птицелова!

При этом жанр семейного спектакля требует и взрослой составляющей. Общее впечатление от этих просмотров спектакля великого режиссера — у вашего автора сильно развилась мизогиния. И не в этом ли был замысел великого Бориса Александровича — показать нам природу женственности во всем ее спектре в условиях крайне ограниченного канона детской сказки?

Царица ночи — это экзамен на зрелость любой сопрано. И уже давно очарованный легкой и непринужденной, напрочь разбивающей сердца пятнадцатилетних подростков в роли Инес в Трех Пинто Екатериной Ферзбой ваш автор с ужасом обнаружил, что она не только отлично поет Царицу ночи, но и совершенно органична в этой роли. Как, — думал ваш автор, — неужели и в этой очаровательной, совсем еще молоденькой девушке с восхитительным голосом тоже скрыта в потенции жестокосердечная, мстительная, мужененавистническая, кровожадная и откровенно климактерическая — в своем стремлении расправиться с Зарастро посредством дочери — Царица ночи?! Неужели, это действительно в природе всех женщин? Только копни поглубже! Неужели, действительно, все они таковы?! Но Cosi fan tutte — это другая опера (и ее тоже ставили в Камерном театре)!

И на следующий день Татьяна Федотова, запомнившаяся вашему автору в заглавной роли в великолепной и чудовищно незаслуженно обойденной театральными премиями премьере прошлого года — бетховенской Леоноре, подтверждает — они все таковы. Федотова безупречно поет, и она хороша собой, но точно так же убедительно играет все худшее, что есть в Царице ночи (или во всех наших женщинах?).

Конечно, эта властная носительница зла потерпела поражение, потеряв дочь, но ведь она сама в этом виновата. Чтобы окончательно пробудить женоненавистничество в вашем авторе, вторая отличная Леонора театра Покровского — Татьяна Ветрова, в той партии предельно аскетичная и суровая — вдруг раскрывается в роли эротичной и даже, не побоюсь громкого слова — откровенно распутной первой дамы.

Нет, все-таки ни в коем случае нельзя судить о личности актера по ролям, которые он исполняет. Правильно говорят про нынешнее поколение звезд Камерного музыкального театра — на сцене они могут все!

Актерский состав музыкального театра имени Б. А.Покровского

Рецензенты Pravda. ru много раз подмечали, что разные составы актеров театра Покровского — при очень высоком уровне сценической дисциплины — рассказывают нам разные истории. Вот и в этот раз у Юлии Катинской в роли Памино и Александра Полковникова — Папагено выходит совершенно иная история приключений в замке Зарастро, чем невинная встреча у очаровательной в своей сдержанности, романтичной Олеси Старухиной (Памина) в паре с Андреем Цветковым-Толбиным, трактующим образ Папагено в духе старой русской гуманистической традиции маленького человека, загнанного и забитого злым и несправедливым обществом. И очень маленькие зрители сочувствуют Папагено в его злоключениях и неприятностях.

Катинская и Полковников, не скрывая эротической составляющей (детям непонятной), показывают нам совсем другие приключения в духе современной сцены. Полковников играет совсем другого Папагено, это не выгнанный жестоким, несправедливым обществом в лес нищий птицелов, как у Цветкова-Толбина, а, вернее, какой-то Фигаро или, на худой конец, Лепорелло, вполне себе самостоятельный в поисках любовных приключений, хотя и зарабатывающий себе на хлеб в услужении графу, Дон Жуану или в нашем случае принцу Памино (мой отец — король, стало быть — я — принц).

Памина Катинской молода, жизнелюбива, но она вовсе не романтичная принцесса, верящая в любовь по портрету, а, скорее, практическая немецкая принцесса из многочисленных захудалых княжеских семей, стремящаяся к браку по расчету с принцем — благородная по крови, а в душе бюргерша-мещанка. И только это социально обусловленное стремление подняться за счет женитьбы не дает ей закрутить роман с очень харизматичным, но низкородным Папагено (кстати, скандально известный в свое время Кристоф Мартин Виланд, по мотивам которого Шиканедером было написано либретто, в своих произведениях создавал образ безудержно чувственного человека, что принесло ему дурную славу (без паблисити нет просперити!) непристойного, эротического писателя).

И сравнивать две эти совершенно разные истории, выполненные абсолютно одинаковыми сценическими средствами, очень интересно и поучительно. А в последний год президента Обамы неожиданно политически актуально зазвучал Моностатос (уходи, твоя душа так же черна, как и твое лицо).

А в целом, да, все верно. В "Волшебной флейте" Бориса Александровича Покровского "ярок каждый голос, точен каждый обертон, безупречна каждая фиоритура, пьеса смотрится на едином дыхании и ничто не царапает глаз, а ограниченные возможности камерного театра используются на сто процентов." Не упустите возможность еще раз увидеть, как работал гений оперной режиссуры, пока нам ее еще представляет театр на Никольской улице в двух шагах от Кремля.

И да, 18 января в 17.00 в Доме-музее А. Н. Островского (филиал Государственного центрального театрального музея им. А. А. Бахрушина) состоится открытие выставки "Век Покровского", рассказывающей обо всех спектаклях фестиваля; 19 января в честь 90-летия режиссера, драматурга и публициста Григория Спектора театр показывает "Похождения повесы" Стравинского, над возобновлением которого в 2010 году Спектор работал в качестве режиссера, а 23 января в антракте знаменитого спектакля "Нос" состоится презентация книги Бориса Покровского "Очевидное и спорное". Не пропустите.

Автор Саид Гафуров
Саид Гафуров — политолог, руководитель направления "Восток", ведущий прямых эфиров Правды.Ру *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Последние материалы