Мельница мифов: Самураи без масок

"Из всех искусств для нас важнейшим является кино!" — сказал как-то основатель Советской России Ульянов-Ленин, и… за прошедшее столетие мы в правоте его слов вполне убедились. Другое дело, что оно чаще показывает нам мир не таким, каков он есть (это было бы не так интересно), а таким, каким нам хочется его видеть. Вот и японские рыцари самураи в кино совсем не такие, какими они были в реальной жизни. Есть еще и плохо написанные романы "про ниндзя". Ну, а в итоге и те и другие стали героями множества несуразных мифов. О ниндзя Pravda.Ru писала. Теперь пришло время рассказать правду и о самураях.

Главным оружием самурая был меч

На самом деле, это не совсем так и даже совсем не так. Меч действительно считался "душой самурая" и был для него своего рода сакральным оружием, однако так было, во-первых, далеко не всегда, а во-вторых, одно дело — ритуал, и совсем другое — реальное сражение.

Ну, так вот, на протяжении целых столетий главным оружием самурая являлся… большой лук, из которого он стрелял прямо с коня, то есть сидя верхом на лошади. То, что это так, подтверждает наука этимология (наука о значении слов). И вот как раз в японском языке слова "воевать" и "стрелять из лука" звучат одинаково. То есть оружие это очень древнее и восходит к легендарным временам. Меч в то время у самурая тоже был, но являлся скорее оружием самозащиты, а не нападения. Затем, где-то с XIV века, в обиход самураев входит всадническое копье, а впоследствии, уже в XVI веке, и огнестрельное оружие.

Меч стал "душой самурая" только лишь после 1600 года и наступления "эпохи Эдо", как раз в то самое время, когда войны в Японии прекратились, и вся страна была объединена под властью дома Токугава. Искусство верховой стрельбы в этих условиях стало менее востребованным, и на первое место выдвинулся меч, точно так же, как и шпага для дуэлей среди европейских дворян.

Впрочем другими видами оружия самураи тоже не брезговали.

Самураи ненавидели ружья и считали их "оружием трусов"

Голливуд, вместе с широкой публикой, сошлись во мнении, что самураи были вооруженными мечами героями давно ушедшей эпохи. Ружья просто не вписываются в эту картину. Следовательно, самураи не должны были их использовать, а напротив — всячески презирать.

В действительности японцы использовали свои ружья даже эффективнее, чем европейцы того же времени, а также производили качественные и прочные экземпляры. Сражение при Нагасино, в котором ружья сыграли очень важную роль, является одним из наиболее известных и значимых сражений в истории самураев. Самураи не были глупцами. Напротив, они были известны своей приспособляемостью ко всему новому.

Монгольское вторжение, китайская придворная культура и влияние европейской культуры — все это, так или иначе, оказало влияние на Японию. Японские мастера заимствовали не только ружья. Они делали доспехи по европейским образцам. Даже кимоно — являющееся одним из символов Японии, пришло из Китая в эпоху Хэйан. Никакой разницы между этим событием и ввозом португальцами нового, эффективного оружия, называемого аркебузой (или, по-японски, "тэппо") в данном случае не было.

Не имеет значения, насколько японцы были привязаны к своим лукам — они не могли проигнорировать тот факт, что ружья намного эффективнее. В Японии использовалось несколько форм огнестрельного оружия, начиная со старинного фитильного ружья, которое мы представляем в первую очередь, до больших ручных пищалей и хотя и редких, но полноценных пушек, которые обычно добывали с потерпевших крушение европейских кораблей.

Один из великих даймё (феодальных князей) эпохи Воюющих провинций Ода Нобунага был признанным мастером использования ружей на поле боя, и никто его за это не укорял.

Другие даймё, такие как Такэда Сигэн, Токугава Иэясу и Датэ Масамунэ, использовали… снайперов, окопную артиллерию и просто огромное число стрелков-аркебузиров, что давало потрясающие результаты.

Некоторые считают, что поскольку огнестрельное оружие в основном применялось пехотинцами (асигару), то самураи должны были презирать ружья. На самом деле, асигару были обычным расходным материалом для боя, поэтому было проще научить их стрелять из ружей, нежели приобщать к "высокому искусству" стрельбы из лука. Однако это не значит, что самураи не учились использовать ружья; в действительности, они овладевали этой наукой в более глубокой степени, чем асигару. Хотя да — в Японии находились люди, абсолютизировавшие древние каноны и порицавшие "оружие длинноносых южных варваров". Однако они встречались и встречаются не только там.

Все самураи свято следовали рыцарскому этическому кодексу бусидо

С тех пор как книги с названиями "Хагакурэ: Книга самурая" и "Будо Сёсинсю: Кодекс самурая" заполонили книжный рынок, почему-то считается, что все самураи должны были следовать бусидо, иначе они не были бы настоящими самураями. На самом деле это совершенно не так.

Бусидо дословно переводится как "Путь воина". Однако бусидо было ничем иным как нововведением эпохи Эдо, цель которого держать самураев в повиновении к князьям (даймё), которым они служили. Это был 250-летний период мира под управлением сёгуната Токугава, который пришел на смену эпохе Воюющих провинций (Сэнгоку Дзидай).

Именно в эпоху Эдо сёгунат сделал нарушение верности своему князю наиболее серьезным преступлением самурая, а в эпоху непрерывных войн и сражений самураи занимались тем, что постоянно предавали и продавались, совершали клятвопреступления, а также шли на подкуп и обман.

Так что до периода Эдо самураи не следовали никакому бусидо, а вели себя точно так же, как и европейские рыцари-феодалы, считавшие что раз у них в руке есть меч, то им, конечно, все дозволено. Но это совсем не значит, что в той же самой Европе не было благородных рыцарей, и точно так же в Японии были благородные самураи. Их ставили другим в пример, но… обычно большинство чисто по-житейски поступало по принципу "что мне выгодно, то и хорошо!".

Самоубийство самурая — это "харакири"

На самом деле "харакири" — это простонародное выражение, в дословном переводе означающее "резать живот". Так говорят об этом на Западе. Но это очень грубая ошибка. На самом деле следует говорить "сэппуку".

Кроме этого, существует ложное представление, что даже мелкую ошибку самурай должен был исправить, взрезав себе живот. В действительности сэппуку стало определенной традицией только в период Эдо. Причем сэппуку имело две формы. Первая — это наказание, назначаемое старшим младшему и обычно считавшееся более легким, чем настоящая казнь, которая обычно включала обезглавливание, распятие на кресте или сожжение у столба. Или это было средством избежать пленения. В этом случае его применяли как самураи и даймё, осажденные в замке, так и простые солдаты, потерпевшие поражение на поле сражения.

Сэппуку было гораздо сложнее, чем просто разрез живота, который обычно показывают в фильмах о самураях. Существовало три общепринятых формы сэппуку: один горизонтальный разрез, два перекрещивающихся разреза или три горизонтальных разреза. Сразу после этого секундант, называемый кайсяку, должен был обезглавить самурая, чтобы избавить его от излишних мучений, поскольку храбрость свою он уже доказал. Если самурай не имел секунданта или был достаточно силен духом, то ему приходилось делать сэппуку без обезглавливания и ждать смерти от потери крови либо болевого шока.

Другим чудовищным измышлением является так называемый "ниндзя-то" — "меч ниндзя". Обычно он показан как прямой меч, короче самурайского и с квадратной цуба (гардой). Вебсайты говорят нам, что это были не просто мечи, но целые наборы инструментов. Правда в том, что "ниндзя-то" на самом деле не существовали. Ниндзя использовали то же самое оружие, что и самураи, и относились к нему с тем же уважением.

Другое известное оружие ниндзя называют "метательными звездочками". Они известны под термином "сюрикэн", который обозначает любое метательное оружие небольшого размера, например, метательные ножи или пики, которые могли использовать и самураи. Ниндзя тоже использовали сюрикэн гораздо реже, чем можно было бы представить. Сюрикэн-дзютцу (искусство метания сюрикэн) действительно существовало, но оно использовалось разными людьми в разные периоды и вовсе не было прерогативой одних только ниндзя.

Автор Вячеслав Шпаковский
Вячеслав Шпаковский — журналист, писатель, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить